Транспорт подорожал. Харьковчане заплатят за траты коммунальных предприятий из собственного кармана
Метро – по 4 гривны, троллейбус и трамвай – по 3. С 23 марта харьковчане платят за поездки больше.
В горсовете необходимость повысить цену проезда объясняют катастрофическим износом подвижного состава, постоянным подорожанием электроэнергии и ростом минимальной зарплаты. Тем временем руководители убыточных предприятий продолжают платить сотни миллионов гривен за ремонты, которых не видно.
Новые тарифы утвердили в среду, на заседании горисполкома. На подготовку харьковчанам дали полдня: те, кто успел пополнить карточки вечером 22 марта, смогут ездить в метро по 3 грн, пока не закончатся эти деньги.
На заседании исполкома директор Департамента экономики и коммунального имущества Михаил Фатеев рассказал о том, как дорого обходится содержание метрополитена. Последний раз цена проезда в метро повышалась в 2013 году, с тех пор зарплата выросла в 1,4 раза, электричество подорожало в 6 раз. Проезд в наземном электротранспорте дорожал в позапрошлом году, но и там не успели за ростом цен на электроэнергию и оплатой труда. От перевозки пассажиров, по словам Фатеева, Харькову – одни убытки.
«По итогам 2016 года убытки предприятия от предоставления услуг по перевозке пассажиров составили 141 млн 300 тыс. грн. Работоспособность предприятия при этом была обеспечена из средств городского бюджета, – заявил Фатеев. – Новый тариф позволит обеспечивать работоспособность предприятий, то есть покрыть те затраты, которые необходимы, чтобы приобрести электроэнергию, выплатить заработную плату, осуществить ремонты».
На развитие предприятий, по словам Фатеева, денег все равно не хватит. Между тем, по его же данным, средний возраст харьковского трамвая – 30 лет, в метро изношены 91 % вагонов и 73 % эскалаторов.
При этом убыточные предприятия ежегодно тратят на ремонт подвижного состава сотни миллионов гривен, о чем неоднократно писала «ХН» . К примеру, по данным Харьковского антикоррупционного центра, в 2015-2016 годах КП «Харьковский метрополитен» заключило два соглашения с ООО «Ваго-Рев» по ремонту и замене оборудования вагонов подвижного состава на 993,54 млн грн. Компания «Ваго-Рев» косвенно связана с окружением экс-руководителя метрополитена Максима Мусеева. Фирма подозрительно часто выигрывает тендеры метро.
«Отсюда вопрос: откуда износ 91 %? Я уверен, через два года они будут выступать и говорить о таком же, девяностопроцентном, износе. Получается, что материальная база не улучшается, но ежегодно на ремонты тратятся сотни миллионов», – возмущен эксперт Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин.
На убыточных трамваях в Харькове тоже зарабатывают миллионы. Все тендеры на капремонт подвижного состава на протяжении последних двух лет выигрывает ООО «Технологии электротранспорта». В прошлом году правоохранители открыли уголовное дело на сотрудников этого предприятия и КП «Октябрьское трамвайное депо». Следователи заподозрили, что предприятие, получив 67 млн грн, на самом деле ничего не отремонтировало. Из года в год повторяющаяся статистика Департамента экономики и коммунального имущества это подтверждает.
«Повышений цен на услуги транспорта не должно быть без независимого аудита этих предприятий», – заявил «ХН» Лисичкин.
За безумные траты руководителей коммунальных предприятий заплатят харьковчане из своего кармана. Молодые супруги Андрей и Наталья Бублий снимают квартиру по ул. Тракторостроителей, оба работают в центре.
«Нам обоим нужно добираться на работу двумя видами транспорта – трамваем и метро, – рассказывает Наталья. – От маршруток мы давно отказались, выходит дорого. Теперь ежедневно из семейного бюджета будем тратить 28 гривен только на проезд. Получается больше 600 гривен в месяц, и это если по выходным сидеть дома».
Теперь с легкой руки горсовета стоимость проезда в харьковском электротранспорте сравнялась со столичными ценами. При этом средняя зарплата, по данным Минфина, в Харьковской области составила всего 5263 грн, в Киевской области – 6160 грн, а в самой столице – более 9 тыс. грн.