Танцуют все! В Харькове открыли инклюзивную школу хореографии
Студенты лицея самостоятельно организовали танцевальную студию для детей с инвалидностью.
Студенты Харьковского профессионального лицея строительных технологий всего за три месяца организовали в пустующем помещении общежития зал для танцевальных занятий, где смогут обучаться подростки с инвалидностью. С 20 марта Total Answer Dance открыла свои двери для учеников.
За полчаса до официального открытия гостей встречает один из учеников. Парень в образе Чарли Чаплина протягивает руку для приветствия.
– Привет, меня зовут Дима, мы будем здесь заниматься танцами, – говорит он, улыбаясь.
Он учится в лицее, хорошо держится на сцене и нередко выступает с танцевальными номерами: когда – для знакомых, когда – для зрителей. А еще у 18-летнего Дмитрия лишняя хромосома, поэтому двери обычных танцевальных студий для него закрыты.
– Я танцую разные танцы: вальс, фокстрот, учусь исполнять цыганские танцы. Со мной учатся девочки Даша, Вика, Карина, – рассказывает Дима. – В последний раз я выступал в «Харьков Палас». Тогда я танцевал вальс с Дашей. На тренировки хожу субботу, еще хожу в бассейн.
Инклюзивную студию собирается посещать и 19-летняя Виктория Цекало. Солнечная девушка очень любит танцевать, попробовала несколько направлений в хореографии и вообще мечтает связать свою жизнь с искусством. Она открыта для общения и не стесняется своих движений.
– Меня обучает танцам хореограф в школе искусств. Я учусь на режиссера и в будущем хочу работать по этой специальности. Кроме этого, мне нравится профессия актрисы, – рассказала Вика перед выступлением. – Еще я люблю работать с детьми, когда-нибудь хочу создать свой театр и обучать детей. Еще мне хотелось бы стать моделью, путешествовать и выступать в разных странах.
Сейчас Вика учится на первом курсе в Харьковском высшем колледже искусств по специальности «режиссура», куда поступила благодаря принятию Закона об инклюзивном образовании. По словам мамы девочки Татьяны Цекало, дочь с раннего детства занималась творчеством, любила петь, танцевать. Специально к открытию инклюзивной студии она подготовила восточный танец.
– Ходить на танцы мы начали в четыре года, первое выступление у Вики было в садике. Она не отставала от других детей. У нас не было цели изучать какой-то конкретный вид танцев: в школе занимались бальными, потом два года ходили на хип-хоп. Перестали, когда переехал педагог, – вспоминает Татьяна. – Как только появлялась какая-то возможность, мы занимались. Сейчас занимаемся индивидуально. Вика всегда тянулась к творчеству.
Открыть класс в лицее получилось благодаря поддержке ЮНИСЕФ и Евросоюза по программе «UPSHIFT Украина», направленной на помощь социально чувствительной молодежи. Заместитель директора лицея по воспитательной работе Галина Сипневская рассказала, что две группы лицея подавали свои проекты на получение гранта.
–Участвовали две команды – мальчиков и девочек. Обе команды прошли обучение, но мужская команда не получила финансирование на свой проект, – рассказала Галина Сипневская.
Средства на оборудование зала для занятий танцами получили в ноябре, а уже в декабре начался ремонт, в котором участвовали сами учащиеся под руководством преподавателей.
– В декабре-январе начался ремонт в студии. Комната для занятий была совсем в другом состоянии. Там не было ни рабочих зон, ни условий для занятий танцами. Администрация лицея поддержала инициативу
учащихся, – рассказала ментор проекта Светлана Охович.
Закончился ремонт за несколько дней до открытия. Мебель для зала – шкафчики, танцевальные станки – делали также специалисты лицея. Руководитель проекта «UPSHIFT Украина» в Харькове Марина Ладыженская сообщила, что, помимо студентов харьковского лицея, на финансирование претендовали более двухсот команд.
– Программа направлена на поддержку социально уязвимой молодежи, в частности, пострадавших из-за конфликта на Донбассе. Это один из тридцати проектов, которые сейчас реализуются победителями конкурса грантов, – рассказала Марина Ладыженская. – С августа 2018-го прошло шесть волн, в которых
приняли участие более 200 команд, каждая из которых могла разработать собственный проект, чтобы улучшить условия для своего окружения.
По ее словам, UPSHIFT помогает подросткам, которые участвуют в программе, развить организационные и социальные навыки, поскольку в процессе реализации проектов они учатся планированию, составлению расчетов и командной работе. Например, для того чтобы проводить занятия в инклюзивной студии, участникам студии Total Answer Dance понадобилось заранее пройти обучение по работе с детьми с инвалидностью. Для проведения курсов пригласили специалистов из центра «Лада» и организации
«Аутизм. Альтернатива», которые рассказали о методиках преподавания и опыте инклюзивного образования в Европе и Израиле.
– Девушки из лицея обратились к нам с мечтой: создать такие условия, чтобы танцевальная
культура была распространена и среди людей с инвалидностью. Они разработали проект, в рамках
которого обучились инклюзивным подходам в обучении хореографии, – рассказала Марина
Ладыженская. – Мы надеемся, что в этой студии будут заниматься не только студенты лицея, но и местные жители, которые хотят научиться танцевать.
Занятия в студии Total Answer Dance проходят бесплатно – дважды в неделю для всех желающих.