Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Передозировка Светличной. Зачем губернатор превратила себя в Брежнева

Королева агрессивной рекламы появляется на всех возможных мероприятиях.
Королева агрессивной рекламы появляется на всех возможных мероприятиях.
Губернатор активно готовится к парламентским выборам – в качестве агитатора или непосредственного участника.

Предвыборная кампания вошла в активную фазу. Будущие участники парламентской и президентской гонки тысячами раздают листовки и сотнями вешают билборды со своими лицами. Но в Харькове и области их все переплюнула глава администрации Юлия Светличная. Она не сходит с первых полос газет и телеэкранов, подобно генсекам СССР губернатор украсила своими портретами дороги и вокзалы. «Харьковская неделя» узнавала, почему политик с таким рвением взялась за продвижение себя.

Губернатор активно готовится к парламентским выборам – в качестве агитатора или непосредственного участника. Методы, которыми пользуются пиарщики руководительницы области, далеки от новаторских. Сомнительные рейтинги, «домашние» СМИ и присутствие на всех мероприятиях – даже на тех, куда не звали, – три кита, на которых сегодня держится имидж главы ХОГА Юлии Светличной.

Бомбардировка Светличной

Королевой агрессивной рекламы на всеукраинском уровне политические эксперты единогласно признают Юлию Тимошенко, но в Харьковской области эти лавры безоговорочно принадлежат другой Юлии – главе администрации Светличной. Хотя губернатор никуда не баллотируется, но занимает собой все информационное пространство.

В каждом районном центре области есть большие плакаты с Юлией Светличной, а недавно появилась и газета, полностью посвященная деятельности губернатора. Издание, которое обнаружили в своих почтовых ящиках многие жители области, называется информационный бюллетень за июнь–июль «Рідна Харківщина». Тираж его – 75 тысяч экземпляров (для сравнения: тираж одной из самых популярных украинских газет «Факты и комментарии» – 200 тысяч).

«Теперь у меня уже нет сомнений, что Ю. А. Светличная будет баллотироваться в Президенты Украины. Или в народные депутаты. Или в мэры Харькова. Или еще куда-то. Потому что иначе зачем в мой почтовый ящик бросили вот это? – написал на своей странице в Facebook один из читателей бюллетеня, член общественной организации «Общество участников движения» Виктор Козориз. – На восьми страницах этого бюллетеня 7 изображений Юлии Александровны. И 25 упоминаний о ее деятельности».

Заказчиком издания значится депутат облсовета от БПП «Солидарность», золочевский фермер Виктор Белинский.

«Ковровую бомбардировку» изображениями Юлии Светличной заметили даже в Киеве. Еще в феврале этого года эксперты общественной организации «Детектор медиа» провели исследование харьковских телеканалов на предмет соблюдения стандартов журналистики. Светличную авторитетная организация назвала «королевой «паркета». Термин «паркет» в тележурналистике обозначает сюжет о проведении официального мероприятия. Эксперты пришли к выводу, что единственным конкурентом Светличной на телевидении стал Харьковский городской голова Геннадий Кернес, и то – в основном на собственном «7 канале», который формально принадлежит его гражданской жене Оксане Гайсинской.

Анализ регионального телевидения, который провел «Детектор медиа» 5–9 февраля этого года, показал, что местные «7 канал», Simon и АТН выпустили 21 % сюжетов с признаками заказа. Причем на телеканале Simon в течение исследуемой недели выдали на гора сразу пять хвалебных сообщений об областной власти в лице Юлии Светличной. Во всех новостях Светличная рапортует о каких-либо успехах, причем не только областных, но и городских и даже об успехах частных предприятий, к которым она не имеет никакого отношения, как о личной заслуге.

«Светличную единодушно и очень скучно пиарят все телеканалы Харьковской области», – такой вывод по результатам мониторинга сделали киевские эксперты.

Промышленность: свои провалы, чужие заслуги

Как заметили в «Детектор медиа», губернатор часто пиарится на тех достижениях, которые не имеют никакого отношения к ее деятельности. Эта тенденция началась еще в прошлом году, когда после визита на ряд промышленных предприятий области – «ХТЗ», «Турбоатом», завод им. Малышева – Юлия Светличная пообещала повысить зарплаты. Это немало удивило харьковчан, учитывая то, что «Тракторный завод», например, принадлежит  концерну Александра Ярославского и влиять на зарплаты чиновники не могут.

Пиар на частном капитале продолжается и в этом году. В апреле этого года губернатор приписала себе заслуги корпорации Nestle, которая решила вложить 700 млн грн в реконструкцию и модернизацию собственной фабрики «Мивина». Светличная тут же вышла на брифинг, где похвалила себя за создание рабочих мест и инвестиционный климат. На самом деле Nestle приобрел «Мивину» еще в 2010 году, а в 2014-м с представителями компании встречался Игорь Балута, который в то время был губернатором Харьковской области. Тогда же участники встречи договорились об инвестициях и перспективных социальных проектах, которые компания хотела бы реализовать в области. Но факты не имеют никакого значения, когда речь идет о пиаре Светличной.

В то же время о той сфере деятельности, на которую глава администрации может и должен влиять, пиарщики Светличной стыдливо умалчивают. Речь идет о задолженности по заработной плате на предприятиях области. Подобная ситуация обязывает руководителя администрации ехать на предприятие-должник, встречаться с руководством и искать пути решения проблемы. Но в харьковском информационном поле мы не найдем сюжетов о том, как Юлия Светличная поехала, к примеру, на приборостроительный завод им. Шевченко и пообещала, что долги предприятия перед сотрудниками будут ликвидированы благодаря ее усилиям.

– Специфика Харькова в том, что здесь многие предприятия зависят от госзаказов, а государство людей немного обманывает. То есть заказ выполняется, а оплата за него поступает несвоевременно, – рассказал «ХН» доктор экономических наук Владимир Соболев. – Нужны и прокурорские меры, и административные. Но пока мы видим злостную бездеятельность государства.

Харьковская область – регион-аутсайдер по уровню выплаты заработных плат. По данным Госстата за май, предприятия задолжали сотрудникам 236 миллионов гривен – с января долг вырос на 12 миллионов. Больше долгов накопили только прифронтовые Донецкая и Луганская области.

Как присвоить славу

В сфере гуманитарной деятельности Юлия Светличная могла бы давать мастер-классы на тему, как присвоить себе чужие достижения. Одним из последних таких примеров стал Велодень. Большой спортивный праздник проходит в городе 13-й год, его придумали энтузиасты велодвижения, с каждым годом он собирает все больше последователей. Пока на велосипеде не захотела прокатиться Юлия Светличная – причем сразу во главе колонны.

«За полдня много раз увидела в ленте посты из серии «Юлия Светличная повела за собой 25 тысяч харьковчан», «Юлия Светличная возглавила Велодень», «Ай да Юлия Светличная, ведет Велодень, значит и всех поведет в светлое будущее». И вот на фоне всего этого мне было бы интересно узнать, что губернаторка сделала для мероприятия и для велосипедистов, кроме того, что проехалась на вельчике впереди колонны?», – пишет в своем блоге организаторка «Дня музыки» в Харькове Алина Ханбабаева.

Пост вызвал большой резонанс. Оказалось, что в облгосадминистрации не только приписали инициативу организации праздника своей начальнице, но и в три раза завысили количество присутствующих до 25 тысяч человек (впоследствии цифру эту из новости убрали).

«Эмоции улеглись, но... Мне правда больше не хочется ничего комментировать. Просто забыть все как страшный сон. А популяризировать велодвижение можно и другими способами. Что мы и будем делать. Велодни в Харькове будут... скорее всего... но уже без меня», – написала в комментарии организатор спортивного праздника, президент «Харьковского велосипедного союза» Виктория Смагина. Впоследствии она уточнила, что ее уход из проекта никак не связан с Юлией Светличной и ее присутствием на велопараде.

Подобным образом Юлия Светличная действует и на других мероприятиях. Футбольные болельщики, пришедшие на прощальный матч Александра Горяинова, вынуждены были вместе с легендарным голкипером созерцать губернатора, хотя при покупке билета об этом в кассе не сообщали. А во время международного хоккейного турнира глава ХОГА и вовсе вышла на каблуках на лед.

Рейтинг как оружие

Еще один популярный инструмент пиара из арсенала Юлии Светличной – всевозможные рейтинги. Немало экспертов были удивлены, когда по итогам 2016 года рейтинг губернаторов представил Комитет избирателей Украины. КИУ занимается гражданским контролем над законностью проведения выборов и никакого отношения к невыборным главам ОГА не имеет. Тем не менее, в этом рейтинге они представили Светличную как лучшего руководителя областной администрации Украины. Причем половина всех оценок была выставлена не по реальным социально-эконмическим показателям, а основываясь на мнениях экспертов, имен которых никто не называл.

В 2017 году ситуация повторилась – Светличная вновь лидировала во всех рейтингах. Причем уже тогда эксперты отмечали несоответствие реальности комментариям таинственных экспертов.

– Например, в подпункте «Децентрализация» анонимные эксперты выставили Харьковской области оценку 0,92 из 1, хотя по количеству образованных территориальных громад наш регион далек от лидирующих позиций, – заявил тогда «ХН» политолог Антон Авксентьев.

Несоответствие экспертных оценок и реальной статистики Кабмина было разительным в каждом из рейтингов КИУ. К примеру, за первый квартал 2017 года Харьковская область не являлась первой ни в одной из категорий оценивания. По объему реализации промышленной продукции регион занимал только 5-е место, по темпам роста продукции строительства – 6-е, а по темпам роста промышленного производства – и вовсе 10-е.

В 2018 году Юлия Светличная начала использовать для популяризации себя рейтинг Минрегионразвития. Министерство нельзя упрекнуть в том, что оно пользуется оценками непроверенных экспертов: все данные – чистая статистика. Однако использовала их Юлия Светличная привычным для себя способом: похвалила за борьбу с официально зарегистрированной безработицей и за объемы тепловой энергии из альтернативных видов топлива (первые места по этим показателям), но «забыла» сообщить, что по ряду очень важных параметров – таких, как объемы сельхозпроизводства, экономическая и социальная сплоченность, развитие инфраструктуры – Харьковская область «просела» на несколько пунктов по сравнению с прошлым годом.

По заветам Ильича

Билборды и газеты, рейтинги и постоянное присутствие на ТВ Юлии Светличной заставляют задуматься о том, зачем она ведет такую агрессивную пиар-кампанию, если не собирается никуда баллотироваться. По мнению экспертов, есть три версии: Светличная будет вип-агитатором Петра Порошенко на последующих выборах, ее готовят как альтернативу Кернесу или губернатор сама пойдет в Верховную Раду.

Политолог Валерий Дудко, который не скрывает симпатий к губернатору, считает, что глава ХОГА вынуждена была вести себя очень активно с самого начала своей работы на посту, поскольку многие не воспринимали ее назначение всерьез.

– Многие тогда думали, что после того, как область возглавляли Кушнарев, Аваков, Добкин, представительница женской половины человечества уже не сможет ничего такого показать, – рассказал эксперт «ХН». – Сказать, что Светличная готовится оттеснить Кернеса – вряд ли, выборы в Верховную Раду – возможно. Сомнений нет, что Порошенко воспользуется ситуацией и привлечет ее в свою команду, я думаю ее планы – карьера в системе министерств и ведомств в Киеве, она себя готовит к этому.

Политолог Юлия Биденко полагает, что на выборах ББП и «Відродження» будут действовать заодно и Светличная, которой активно «накачивают» узнаваемость в том числе в СМИ Кернеса, станет агитатором для кандидатов.

– Если будет принято новое законодательство для парламентских выборов, я не исключаю, что она может возглавить новый региональный список БПП и стать тем локомотивом, который дотягивает в парламент более богатых и менее активных людей, которые раньше были мажоритарщиками. При этом я не исключаю взаимной поддержки БПП и «Відродження». Кернес уже давно говорит о полной поддержке президентского курса, – говорит эксперт.

Политологи отмечают, что пиарщики губернатора используют в раскрутке ее образа старые методы, которые применялись в том числе советскими лидерами – огромные плакаты повсюду, тотальное присутствие на страницах газет и телеэкранах, «махание рукой с трибуны» на всех важных событиях. Недавно Юлия Светличная, подобно Леониду Брежневу, приобщилась к коллекционированию орденов – из поездки в Иерусалим губернатор привезла орден Святогробского братства.

Подобные методы уже начинают вызывать насмешки у некоторых популярных блогеров. «Светличная уже не просто с каждого столба, а буквально из каждого утюга вещает», – пошутил на своей страничке в Facebook активист Никита Соловьев.

Однако, по словам экспертов, политики в Украине еще не скоро откажутся от подобных методов.

– Билборды и пресса – это определенный джентельменский набор, без которого политика в Украине серьезно не воспринимают, – говорит Антон Авксентьев – Само по себе это не гарантирует популярность, зато гарантирует узнаваемость. Благодаря активному использованию ресурса Светличная действительно узнаваема – мы проводили исследование, ее действительно знают 90 % жителей области. Другой вопрос – зачем нужно было вливать в это такие ресурсы и оправданы ли такие траты для того, чтобы сделать губернатора более узнаваемой.

В Украине, в отличие от стран Евросоюза, предвыборная борьба строится на узнаваемых лицах, а не на идеологии, – с сожалением констатирует Юлия Биденко.

– Увы, на этих выборах не вижу процессов, которые характеризуют выборы в Европарламент, парламенты европейских стран, когда борьба ведется при помощи тезисов, идей. У нас борьба идет за счет админресурса и узнаваемых точечных лидеров, – говорит эксперт.

Судя по этому, присутствие Юлии Светличной в информпространстве будет только возрастать и, в соответствии с запросами немалой части потенциальных избирателей, ее фигура забронзовеет еще больше.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.