Школа по-новому: как записаться в первый класс в Харькове и выжить
В этом году первоклассники идут в школу по новым правилам. Престижные лицеи и гимназии больше не могут проводить конкурсы – все решает место регистрации ребенка. Вместо того чтобы победить коррупцию, новая схема пока что создает для нее новые лазейки.
Учителя – в растерянности. Родители – в панике. У многих харьковских первоклассников в этом году есть все шансы «потеряться» между школами. В те лицеи и гимназии, куда родители планировали отдать их по конкурсу, тестирования и экзамены отменили, а школы, куда можно было бы пойти «по месту прописки» (список закрепленных по адресам школ можно увидеть здесь), оказались переполнены.
Прописка помогает не всегда
Весь год с прошлого лета Светлана готовила сына к конкурсу в государственный лицей на Павловом Поле. Однако в начале мая стало понятно: в лицей они не попадут, да и в ближайшую к месту проживания школу шансы поступить призрачны – семья проживает не по месту регистрации.
С 2018 года в Харькове, как и во всей Украине, поменялись правила приема детей в первый класс. Специализированные и общеобразовательные школы уравняли в правах. Если раньше гимназии и лицеи проводили среди желающих учиться конкурс и выбирали лучших (или тех, чьи родители делали щедрые благотворительные взносы), то теперь они обязаны брать в первую очередь тех детей, которые проживают в закрепленном за школой районе. Приоритет второй очереди принадлежит детям, у которых в школе учатся старшие братья и сестры или работают родители. Среди остальных в июне проведут жеребьевку.
В самом уязвимом положении оказались те семьи, которые арендуют жилье или живут не по месту регистрации по другим причинам. Такие, как семья Светланы.
– Я живу в кооперативном доме. Пошла к председателю кооператива, а через две недели мы выловили бухгалтера-документоведа, которая нам дала справку о фактическом месте проживания, – рассказал Светлана «ХН» (все героини истории просят не указывать фамилии, поскольку переживают, что их откровенность повлияет на решение администрации о приеме детей в школу). – В лицее нам прямо не отказали, заявление приняли, но подчеркнули, что, если мы не льготная категория, шансов у нас ноль. Среди мамочек узнавала, что можно договориться, но нужны связи. Дополнительные классы не открывают. В лицее сказали, что им не позволяет помещение, хотя желающих у них хватило бы еще на два дополнительных класса.
Украинская реформа образования частично наследует финский опыт. В свое время в Финляндии решили унифицировать школы, чтобы и жители столицы, и дети из отдаленных хуторов имели доступ к одинаково качественному образованию. Тогда финские школы начали принимать учеников только по месту жительства. Иностранный опыт, пересаженный на украинскую почву, пророс причудливым образом. Престижные лицеи и гимназии все еще находят лазейки для того, чтобы не брать детей по месту регистрации. Яркий пример – гимназия № 45 на Тобольской. Многие жители Павлова Поля, живущие рядом, были обнадежены реформой, поскольку думали, что смогут отдать детей в престижную школу, о которой раньше и мечтать не могли. Оказалось – нет, не могут мечтать и сейчас. К гимназии прикреплен всего один дом – новострой по ул. Отакара Яроша, 26.
– В законе предусмотрено, что первоочередное право на поступление в школу имеют и те дети, которые учатся в дошкольном учреждении при этой школе. У 45-й школы есть детский сад, потому те дети, которые были в дошкольной группе, имеют первоочередное право на поступление. Их зачисляют, независимо от того, где они зарегистрированы, – пояснила «ХН» директор Департамента образования Ольга Деменко.
Школа – маленькая, в ней – не больше двух параллельных классов, потому шансы у тех, кто попытается поступить туда по жеребьевке, равны практически нулю.
Слишком много детей
До жеребьевки дело может не дойти и во многих других школах, даже там, где нет никакого детсада. Речь идет об учебных учреждениях, которые расположены в небольших зданиях и физически не могут открыть больше классов. Всплеск рождаемости 6–7 лет назад привел к тому, что в этом году первоклассников будет намного больше, чем в предыдущие годы (см. инфографику). В Харькове детей уже буквально негде учить.
– Мы пошли по месту жительства в школу в Слободском районе, там заявление приняли, но сказали, что мой сын в классе будет уже 37-м, – жалуется мать будущего первоклассника Виктория.
Директор школы № 11 на Новых Домах Светлана Проценко подтверждает тенденцию. В ее специализированную школу с углубленным изучением отдельных предметов раньше принимали первоклассников по конкурсу, теперь же количества заявлений от родителей по месту регистрации, а также младших братьев и сестер учеников школы уже достаточно, чтобы заполнить классы.
– Мы не можем себе позволить набрать неограниченное количество классов, мы можем набрать только три – это примерно 90 человек. Школа рассчитана на 880 детей, а у нас и так учится 1000. Четвертый класс мы не можем себе позволить открыть. Тем не менее, мы надеемся, что места останутся и для тех детей, которые будут проходить жеребьевку, – говорит Светлана Проценко.
Такая же ситуация сложилась во всех больших городах Украины. Первые классы переполнены.
– Переполненность первых классов – это проблема всех городов-миллионников, это типично для Киева, Харькова и для Одессы, – сообщил «ХН» эксперт в сфере образования Андрей Черных. – Решения этой проблемы пока нет. Формально ее должны решить отделы образования, но если у них нет школ со свободными классами, они ничего не смогут сделать. Если нет физически мест – как ее можно решить? Родителям все равно придется искать класс в другом учебном заведении.
В советское время проблему нехватки помещений решали вторыми сменами – так работали многие харьковские школы. Сейчас педагоги отрицательно относятся к идее массово вернуть такую практику.
– От второй смены мы в Харькове ушли больше 10 лет назад. По моему мнению, учеба на второй смене – это не учеба. Нужно учитывать и биологические часы детей, и родительский ресурс, и учительский, – считает Светлана Проценко.
В Департаменте образования этот вариант тоже не рассматривают. В том случае, если в ближайшей школе по месту жительства нет свободных мест, законодательство предписывает районным органам образования найти для ребенка другую школу в его микрорайоне или поблизости.
Наполнить непопулярные школы
Многие родители пишут заявления сразу в несколько школ, потому сейчас ни в одном учебном учреждении не могут предсказать, сколько именно свободных мест для жеребьевки (должна пройти в период с 5 по 10 июня) у них останется в итоге. Еще может поменяться и сама территория обслуживания, которая закреплена за школами. Может оказаться так, что родителям придется переносить документы из школы в школу в последний момент. С этим столкнулась и мать будущего первоклассника Виктория, живущая на Шатиловке. Изначально ее адрес прикрепили к школе, которая находится в нескольких километрах от дома. Но в десятых числах мая были подписаны Указы о закреплении территорий обслуживания за каждым районом и школой.
– Мы живем между Саржиным Яром и парком, а нас прикрепили к 131-й школе на Данилевского. Нам нужно сначала дойти до Дома проектов, а потом ехать три остановки. Тем не менее, мне понравилась школа – хорошие учителя, да и дети простые, без айфонов. Сходила на родительское собрание, уже сына познакомила с учительницей. Но на этой неделе звонят – школу нам поменяли, теперь это – ближайшая № 132, с английским уклоном, на Новгородской. Всю процедуру нужно начинать сначала, – рассказала свою историю Виктория.
Прикрепленные к школам микрорайоны могут менять еще и потому, что, несмотря на большое количество детей, в городе все еще есть непопулярные учебные заведения, которые рискуют столкнуться с недобором.
– Вот у нас рядом стоят две школы – 99-я и 117-я. 117-я заполнена на две трети. На этой школе очень большой список домов, но дело в том, что в эту школу-то идти никто не хочет, – рассказала жительница Павлова Поля Ирина, которая пытается устроить дочь в первый класс. – Я думаю, что реформа как раз была придумана для того, чтобы заполнить непопулярные школы, и здравый смысл в этом есть.
Директор Департамент образования Ольга Деменко по этому поводу заявляет: в первую очередь, речь идет о том, что ребенок до 5 класса должен ходить в школу поблизости, а не ездить в «престижные» гимназию или лицей на другой конец города, что может плохо отразиться на его здоровье. В средней и старшей школе вступительные конкурсы сохранились, так что впоследствии у родителей будет возможность перевести ребенка в другую школу.
Даешь украинский!
Дисбаланс между популярными и не очень популярными школами объясняется еще и тем, что в очень многих учебных заведениях Харькова до сих пор сохраняется исключительно русский язык обучения. Согласно официальной статистике Департамента образования за 2017 год, в 90 школах преподавание ведется на украинском языке, в 54 – на русском, в 38 учебных заведениях можно поступить и в русские, и в украинские классы. На русском языке учится почти 41 % харьковских детей. Количество «украиноязычных» учеников растет очень медленно – по проценту за год.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Найди свою школу в Харькове: как распределили детей по месту проживания
Желание родителей обучать своих детей на том или ином языке часто создает внутриклассовые конфликты. Виктория, которая проживает в районе Шатиловки, которая привела своего сына в 131-ю школу, столкнулась с такой проблемой.
– Нам сказали на родительском собрании: есть 60 заявлений от родителей, и только шесть хотят в украинский класс, остальные – в русский. А вот рядом есть 105-я школа – она украинская. Стали намекать, что лучше бы туда перевестись.
Право учить детей на государственном языке, чтобы упростить им дальнейшую сдачу ВНО и поступление в украинские университеты, стимулирует родителей писать заявления в некоторые переполненные школы и надеяться на жребий.
– Родители детей, которые проживают по другой территории обслуживания, хотели бы у нас учиться еще и потому, что у нас – украинская школа, – подтверждает тенденцию директор школы № 11 Светлана Проценко.
Школа должна перейти на украинский язык обучения по требованию родителей – такой вариант предусмотрен законодательно.
– Если по месту жительства находится русскоязычная школа, а родители хотят, чтобы их ребенок учился на государственном языке, то в таком случае они должны написать соответствующее заявление руководству школы. И школа обязана организовать такой учебный процесс. То есть, если в школе нет украинских классов, администрация школы должна открыть класс с украинским языком обучения, чтобы обеспечить доступность обучения для каждого ребенка, – разъяснил ситуацию директор Департамента образования Харьковской облгосадминистрации Анатолий Бабичев.
Но закон не может предусмотреть многие нюансы. Например, что делать, если мнения родителей разделились поровну или поблизости нет другой школы с украинским языком обучения, чтобы отправить туда детей, которые не хотят учиться по-русски?
В ручном режиме
В Харькове довольно поздно начали подготовку к набору первоклассников по новым правилам – только в мае. Для сравнения: в Тернополе и Мукачево процесс был запущен в феврале-марте, в Фастове – в январе. Киевская областная администрация еще в конце 2017 года издала распоряжение об учете детей дошкольного возраста и учеников.
В городском Департаменте образования признают: система новая, непривычная, потому все конфликтные ситуации будут регулироваться «в ручном режиме».
– «Новая украинская школа» – это совершенно другие подходы, я прекрасно понимаю обеспокоенность и родителей, и учителей. Мы будем изучать ситуацию отдельно по каждой школе, чтобы право харьковчан на доступное и качественное образование ни в коем случае не было нарушено, – пообещала Ольга Деменко.
Система зачисления детей в школы по месту регистрации была придумана в том числе для того, чтобы исключить возможность коррупции во время проведения конкурсов. По словам экспертов, законодатели учли не все.
– Я считаю, что эти новшества не влияют на коррупцию, – уверена руководитель проекта EduPay, эксперт в сфере образования Татьяна Ефимова. – Дети всегда шли в школу по прописке, просто сейчас это правило ужесточили, чтобы обязать школы с высоким статусом брать всех детей, которые к школе приписаны. Это была благая цель. Другое дело, что сейчас и обычные школы начинают задирать нос. У них появилось еще одно поле для коррупции, потому что нет никакого контроля за тем, будут ли администрации школ принимать взятки или нет, нет никаких санкций, способов наказания, если процедура жеребьевки будет проводиться не так. Решения в ручном режиме – это всегда повод для коррупции.
Куплю прописку возле школы
Желание родителей отвести детей в определенную школу открыло новую лазейку для коррупции – торговлю регистрацией по месту жительства. Первыми с этим столкнулись столичные учебные заведения, куда начали массово приводить детей с временными прописками. Сейчас подобную услугу предлагают и харьковские агентства недвижимости. Объявления о продаже регистрации возле школ можно найти в интернете в свободном доступе. «ХН» под видом родителей связалась с несколькими такими «продавцами прописки».
– Это можно сделать за один день, – пообещали нам в одном из таких «агентств». – Ребенок снимается с регистрации по месту жительства с одним из родителей – лучше, если это будет мама, потому что у пап могут возникнуть проблемы с военкоматом. Затем вы заключаете договор об аренде до октября с владельцем квартиры, которая находится в доме, закрепленном за школой, и в тот же день регистрируетесь по этому адресу. По истечении срока аренды выписываетесь и прописываетесь снова в своей квартире, – рассказали нам в одном из «агентств».
За эту схему просят от 250 до 1000 долларов, в зависимости от места расположения школы.
– Одна коррупция заменила другую – люди просто покупают документы о том, что они арендуют жилье, приносят их в школу, и не взять их не имеют права, – говорит эксперт в сфере образования Андрей Черных.
Пресечь подобную схему, которая фактически является мошенничеством, практически невозможно – сложно доказать, что люди купили регистрацию, а не действительно переехали в другой район.
Учебников может не хватить
После того, как родители первоклассников переживут квест «Отдай ребенка в школу», они могут столкнуться с другой трудностью – нехваткой учебников. Это – проблема всеукраинского масштаба. Как заявила министр образования и науки Лилия Гриневич, этой осенью новые учебники понадобятся не только первоклассникам, но и ученикам 5-х и 10-х классов, но полиграфических мощностей для того, чтобы изготовить одновременно 17 млн учебников, в Украине недостаточно.
– Типографии сначала выпустят учебники для 5-х классов, после этого – для первоклассников «Новой украинской школы», а уже осенью наступит очередь книжек для старшеклассников, – объяснила ситуацию министр.
Что касается учителей для первых классов, в Харькове их – достаточное количество. По словам Ольги Деменко, все педагоги начальной школы пройдут переобучение в соответствии с новыми задачами системы образования.