Елена Рофе-Бекетова: Харьков, который я знала в детстве, уходит
Общественная активистка, руководитель направления «Культурные проекты» фонда «Харків з тобою» Елена Рофе-Бекетова рассказала «ХН» о лице современного города и судьбе исторических зданий.
В начале июля в городе состоялась встреча, посвященная охране культурного и исторического наследия Харькова. Одна из участниц, Елена Рофе-Бекетова, инициировала возрождение проекта с целью установления границ исторических ареалов города.
– Елена, расскажите о проекте и почему он важен для Харькова?
– Проект границ исторических ареалов был разработан в 2007 году научно-исследовательским проектным институтом. Он был согласован на местном уровне и направлен в Министерство культуры на рассмотрение, прошел совещательный совет, который рекомендовал Министерству утвердить границы исторических ареалов. Больше о проекте ничего не слышно. В течение некоторого времени я пыталась найти концы этого документа, с запросами обращалась и в горсовет, и в ХОГА. Оказалось, что они потерялись в Министерстве культуры еще в 2010–2011 годах. Согласно Закону «Об охране культурного наследия», в городе должны быть утверждены границы и правила использования исторических ареалов. Это должно быть у всех городов, которые входят в список исторических мест Украины – Харьков в нем есть. Плюс должен быть разработан историко-архитектурный опорный план. И это вопрос, заслуживающий внимания.
Должны быть определены охранные зоны, чтобы они были защищены – каждое здание в отдельности.
– Если бы границы исторических ареалов в Харькове были утверждены, где бы они проходили?
– Это исторический центр. Согласно документам, предполагалось обозначить три ареала: Центральный, Восточный и ареал города Донец.
– Сколько сейчас в Харькове исторических зданий, которые находятся в плачевном состоянии?
– Много. Только в центральной части города – например, Пушкинская и отходящие от нее в сторону улицы, – на каждой из них найдется здание в состоянии, близком к разрушению. Складывается впечатление, что это систематическая работа по доведению зданий до такого состояния. Когда уже в заброшенных домах селятся бездомные (местные жители могут это назвать сгоряча, а может и буквально – «притоном наркоманов»), конечно, тогда красивый жест (от чиновников – прим. «ХН»): давайте мы снесем это здание, освободим вас от соседства с людьми асоциального типа. И тут уже люди могут реагировать по-разному. На самом деле, согласно тому же Закону «Об охране культурного наследия», это уголовно наказуемое преступление – доведение здания до состояния разрушения. Но в Украине эта норма закона не работает.
– Если привести их в должное состояние, это привлечет туристов?
– Безусловно. Они в состоянии работать на себя. Важно, чтобы жители города понимали, что восстановление таких зданий – это инвестирование. Каждое из них может стать точкой притяжения туристов. Но кроме всего прочего такие здания могут служить частными гостиницами, ресторанами, офисами. Для меня яркий пример – Ласточкино гнездо в Крыму. На самом деле от замка осталась только внешняя оболочка, внутри – ресторан. Можете себе представить, сколько налогов шло в бюджет, начиная от магнитиков и заканчивая посетителями ресторана? Эти здания могут работать, главное требование – сохранить внешний облик.
– В Харькове вы можете привести такие примеры?
– Пожалуйста. Долгое время рядом с Успенским собором был ресторан, теперь там «Шоколадница» – прекрасное здание. Есть по улице Дарвина, 23 ресторан в здании, построенном Алексеем Бекетовым. Оно находится в частных руках, собственник его отреставрировал. Дом ученых в Харькове – прекрасный особняк. Не знаю, какими средствами и силами, но здание поддерживается внутри и снаружи. Здание по улице бывшей Революции, которое относится к Харьковской национальной академии городского хозяйства, внутри расположен музей. Есть варианты, было бы желание.
– Какое сейчас для вас лицо Харькова и каким бы вы хотели его видеть в ближайшем будущем?
– Я должна была бы сказать, что лицо города с синяками и немного помятое (смеется). Город, который я знала в детстве, к сожалению, уходит. Просто все течет, меняется Харьков – это закономерно. Все, что виделось в детстве и юности, казалось лучше и краше. Но, безусловно, те здания, которые 25 лет назад были бодры и веселы, придавали Харькову не только красоту, но и ухоженность. Яркий пример – здание по улице Свободы, 35. Как это ни смешно звучит, в детстве оно мне казалось каким-то незыблемым, и вдруг оказывается, что дом рассыпается. Я считаю, что это просто пощечина городу. Хотелось бы, чтобы здания, которые заслуживают быть памятниками архитектуры, являются культурным наследием, были сохранены.