Харьковская компания сотрудничает с китайской корпорацией, поставлявшей России оборудование для боевых самолетов
Однако в самой компании "ФЭД" отрицают сотрудничество с россиянами.
Харьковское публичное акционерное общество "ФЭД" активно сотрудничает с китайской госкорпорацией, которая проявляет толерантность к России и продавала оборудование для боевых самолетов во время войны. Об этом пишет Харьковский антикоррупционный центр.
Владелец "ФЭДа" — депутат нескольких созывов Харьковского областного совета, в том числе от "Партии регионов", Виктор Попов. Компания производит, ремонтирует и модернизирует агрегаты для авиационной техники. Долгое время она сотрудничала с российскими предприятиями. Официально сотрудничество прекратилось после санкций на них. Затем компания наладила сотрудничество с китайскими компаниями.
"Сотрудничество между "ФЭД" и китайской AVIC International Holding началось до полномасштабного вторжения, но не прекратилось после публикаций в мировых медиа о сотрудничестве AVIC с россиянами", — отметил ХАЦ.
В начале прошлого года было опубликовано расследование о том, что государственные компании Китая поставляют оборудование для авиации России. Речь шла, в том числе о компании AVIC International Holding, продававшей детали Объединенной двигателестроительной корпорации России (входит в "Ростех", занимается изготовлением, в том числе дронов). В 2022 году она осуществляла продажу запчастей к реактивным двигателям российского производства.
Еще в 2021 году США наложила санкции на AVIATION INDUSTRY CORPORATION OF CHINA LTD, которая является материнской компанией AVIC International Holding. Она до сих пор находится в санкционном списке. Туда входят компании, работающие в авиационном и космическом секторах Китая. В США запретили поддерживать китайский оборонный сектор.
Харьковский антикоррупционный центр отмечает, что компания "ФЭД" активно сотрудничала с AVIC International Holding в течение 2023 года и текущего, она продавала ей двигатели.
"Сотрудничество продолжается и в этом году. Выходит, что украинская компания сотрудничает с китайской компанией, поставлявшей военное оборудование в РФ уже во время полномасштабного вторжения", — пишет ХАЦ.
Кроме китайской компании, которая сотрудничает с Россией и стала контрагентом "ФЭДа", была еще и Pha Pte Ltd из Сингапура. Ее основным контрагентом является Вертолетная сервисная компания (Россия).
"По данным баз можно увидеть, что через Pha Pte поставляются детали для ремонта российского вертолета Ка-32. Интересно, что в таможенной декларации указано, что детали покупают якобы в Южной Корее. Так вот, официальным дилером российских вертолетов Ка-32 в Южной Корее является фирма Rh Focus Corp. Она обслуживает вертолеты Лесной службы республики Корея. Речь идет как раз о вертолете российского производства. Одна из таможенных деклараций за 2019 год прямо указывает, что корейская корпорация покупает авиадетали у россиян через сингапурскую Pha Pte. К этой российско-корейской идиллии присоединился ПАО "ФЭД", — рассказал ХАЦ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Турбоатом" остается в Харькове. Почему предприятие открывает филиалы на западе страны?
На сегодняшний день акционер и директор "ФЭДа" — Виктор Попов. До этого директором и главой наблюдательного совета компании был Александр Жданов. Сейчас он является членом наблюдательного совета. До 2007 года третью акций "ФЭДа" владела авиационная корпорация России "Рубин". На ее место в акционеры вошла также российская компания "Авиа ФЭД Сервис" (до этого у нее было 3,9% акций "ФЭДа"). К 2011 году у "Авиа ФЭД Сервис" была доля в размере 37,6%, через некоторое время она уменьшилась. У российских компаний были доли в "ФЭДе" до первого квартала 2014 года. Несмотря на то, что после 2014 года у российских компаний не было долей в "ФЭДе", торговля с государством-агрессором продолжалась.
В частности, через год после начала боевых действий на востоке страны "ФЭД" продал российской компании "СЕНТРО-М" два привод-генератора ДП-22. В 2017 году "ФЭД" осуществлял торговлю с "Авиа ФЭД Сервис", торговля продолжалась до 2018 года, пока компания не оказалась под санкциями.
Осенью 2019 года Виктор Попов рассказывал о желании сотрудничать с Россией.
"Либерализация отношений с РФ как с авиационным рынком в части гражданской авиации. Смотрите, санкции против РФ есть по всему миру. Есть только в военном плане. А в гражданской отрасли и космической санкции мирового сообщества по кооперации с РФ отсутствуют. Америка работает с Россией и по космосу, и по авиации. Европа работает и по космосу, и по авиации", — сказал Попов "Цензор.нет".
В начале 2020 года сын Виктора Попова Алексей был уволен с должности директора 410-го авиазавода (был в составе "Укроборонпрома") из-за фото, где он одет в российскую военную форму.
В 2021 году "ФЭД" продолжил поставлять детали 558-му авиаремонтному заводу Беларуси, который занимался, в том числе ремонтом военных вертолетов. Летом 2024 года стало известно, что этот завод ремонтирует российские вертолеты Ми-8 и Ми-17.
В ХАЦ рассказали, что долгое время пытались получить комментарий от представителей "ФЭДа", однако его им так и не предоставили. Поэтому они направили официальный запрос на почту "ФЭДа". В вопросах говорилось о связях контрагентов "ФЭДа" с россиянами и рисках того, что его продукцию может использовать российский военно-промышленный комплекс. В ответе представители "ФЭДа" не прокомментировали сотрудничество с китайской и корейской компаниями.
"В целом комментарий предприятия можно свести к фразе: "Российскую агрессию осуждаем, с российскими предприятиями не сотрудничаем ни по каким вопросам", — рассказал Антикоррупционный центр.
Во время войны было несколько расследований по поставкам украинских деталей предприятиям России, работающим в авиасфере. В частности, говорилось, что компания "Авиа ФЭД сервис" с начала войны продала россиянам запчасти на 650 миллионов рублей, большая часть запчастей поступила из Украины.
"В расследовании говорится, что с февраля 2022 года по июль 2023 года "Авиа ФЭД сервис", согласно таможенным декларациям, импортировала детали для ремонта самолетов Ан-124 производства государственного Харьковского машиностроительного завода "ФЭД" (не путать с ПАО "ФЭД") почти на 120 миллионов рублей, запчасти для локационных станций вертолетов Ка-32 киевского завода "Радар" более 67 миллионов, детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства "Мотор Сич", продукцию киевского завода "Артем" и других украинских предприятий примерно на 170 миллионов рублей. Детали поставляли через посредников, в частности, фирмы из ОАЭ Linker", — пишет ХАЦ.
Однако в "Укроборонпроме" такую информацию назвали фейковой. Но фирме Linker продукцию поставляла, в том числе "Мотор Сич". Осенью 2022 года ее директор был задержан по подозрению в государственной измене.
"В тот же период, когда россияне активно скупали авиадетали украинских производителей, "Мотор Сич" торговала с корейской RH Focus и ее сингапурской прокси. И данные о них еще остались в таможенных базах. Пока что проводить полноценную параллель между "Мотор-Сич" и ПАО "ФЭД" нельзя. Харьковская компания осудила государство-агрессора и заявила, что не имеет дел с россиянами, однако это не мешает "ФЭДу" иметь минимум двух контрагентов, основными торговыми партнерами которых являются российские оборонные предприятия", — отметил ХАЦ.