Прогулки по Харькову. Домик на Рымарской, 24
Немало в Харькове зданий, которые вызывают интерес не только историков и краеведов, но и обывателей, которым интересна история нашего города. И, как это часто случается, гуляющие по дворикам центра молодые люди проявляют интерес к таким объектам, на которые историк или архитектор может не обратить внимания вовсе.
Один из таких домов расположился во дворе дома по улице Рымарская, 24 и примыкает к известной «Саламандре». Это, конечно, сразу наводит на мысль, что это был некий черный выход из «Саладмандры», который мог служить для привода женщин из публичных домов к жильцам.
Второй вариант истории дома отправляет нас в совершенно иное направление: якобы это флигель из лечебницы врача-офтальмолога Браунштейна. Однако здесь стопроцентный промах, поскольку история домовладения Браунштейна уже хорошо исследована и не раз опубликована.
Не будем мучить больше догадками и расскажем, как было на самом деле. В середине XIX столетия дворовое место, которое сегодня известно под № 24 по улице Рымарской, принадлежало небогатому дворянскому роду Барановых. Поручик Иван Захарович Баранов, выйдя в отставку, некоторое время служил в гражданской службе в чине губернского секретаря, а после смерти в 1870-е годы им владела его супруга Мария.
Здесь стоит немного отвлечься, чтобы заглянуть в тему истории мебели в Харькове. Дело в том, что на 1870-й год в Харькове не было ни одной мебельной фабрики. Они, конечно, открывались, но лишь на короткое время. Все-таки традиции изготовления хорошей мебели в нашем городе нет и по сей день. Вся хорошая мебель, как правило, была привозной из Европы, на худой конец, из столиц (например, долгое время лучшей в Петербурге считалась фабрика мебели Гамбса).
Иногда местные дворяне привлекали своих крепостных к производству мебели в имениях. Те работали с образцами, которые стояли в господских домах и попросту делали копии. В лучшем случае для таких мастеровых закупалась особая древесина в Европе, краски, лаки, ткани и фурнитура.
Продажа мебели в Харькове производилась в двух особых магазинах - на Николаевской и Торговой площадях. Все остальные лавки в расчет брать не будем, поскольку продавалась там простая меель. В 1864 году в Харьков прибывает датский подданный Фердинанд Георгиевич Доберт, который открывает третий мебельный магазин - тогда это был № 20, а сегодня это начало улицы Сумской.
Доберт привозил лучшие заграничные образцы мебели, и к 1875 году понял, что в Харькове начинается строительный бум: в год строили около 300 каменных и деревянных жилых домов, значительная часть - дворянами и купечеством. Доберт стал подумывать о собственном мебельном производстве. Для этих целей он купил дворовое место Барановых по Рымарской, где на тот момент стоял деревянный на каменном фундаменте дом, службы, конюшня…
Дом с фасадом на Рымарскую прожил еще несколько лет, а все остальное было безжалостно снесено. Первым делом Доберт построил каменный сарай в один этаж, который собственно и представлял собой мебельную фабрику. Он сохранился до наших дней в перестроенном виде, только сегодня это жилое здание. Здесь же рядом внутри двора он строит каменный двухэтажный дом, где проживали иностранные мастера, которые работали на его фабрике.
Производство просуществовала несколько лет. Информации о том, сколько и каких изделий здесь было сделано, нет. То, что она была действующей, подтверждают годовые отчеты. В июне 1894 года это дворовое место покупает купец Лаврентий Павлович Соколов, который тогда скупал все, что можно. По Рымарской улице вместе со своей супругой они владели значительными участками.
Соколовы вместо старого дома Барановых построили по проекту весьма любопытного архитектора Фёдора Алексеевича Кондратьева (его имя не всегда верно отражено как в литературе, так и интернет-публикациях). Он сотрудничал с известными в Харькове архитекторами (Бекетовым, Цауне, Загоскиным, Величко), чертил дня них проекты, а также составлял проекты собственные, не брезгуя самым малым заработком, - для рабочих, служащих и крестьян. Так на Рымарской, 24 появился замечательный двухэтажный особняк, над которым вскоре нависла громада «Саламандры», и он стал менее заметным на её фоне.
Насколько привлекательным мы видим дом с фасадом на улицу, настолько же ужасным выглядит каменный дом, построенный Добертом, со двора. Вот только если его приведут в порядок и он будет выглядеть благообразно, будет ли он так же интересен для любителей старины?