Мануфактура Миндовского и Бакакина на Рождественской улице
Улица Рождественская неоднократно претерпевала значительные перемены, наиболее внушительными они стали после перевода в 1846 году оптовой торговли из центра за реку Лопань.
Именно тогда здесь стали строить первые лавки для продажи мануфактуры и другого привозного товара.
Дворовое место под № 17 долгое время принадлежало купцам Сушковым, занимающимся продажей бакалейных товаров, а во второй половине 1880-х годов оно перешло в собственность купца Дмитрия Михайловича Мильчом – до тех пор, пока в 1902 году его не купило Товарищество Волжской мануфактуры П. Миндовского и И. Бакакина.
Волжская мануфактура ведет свое начало с 1817 года, из села Старая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии, на берегах р. Волга, где Иван Иванович Миндовский открыл сновально-красильное заведение. С 1867 года им владел его малолетний внук – Петр Галактионович Миндовский – под опекой купца Ивана Александровича Бакакина. С 1878 года купец Бакакин был приглашен в полноправные компаньоны фирмы «П. Г. Миндовский и К°», а с 1880 года сыновья владельцев, Иван Миндовский и Александр Бакакин, основали паевое «Товарищество Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий П. Миндовского и И. Бакакина». Тогда же была устроена новая фабрика в селе Наволоки. К концу XIX столетия обороты составили более одного миллиона рублей.
К началу XX столетия продажи в Харькове от Волжской мануфактуры также выросли, именно поэтому владельцы обратили свой взор на наш город. Управляющим был назначен потомственный почетный гражданин Николай Петрович Вишневский. В 1903 году было построено каменное двухэтажное здание в стиле модерн. Его необычная для Харькова форма с крупным членением, плавно изогнутыми линиями карнизов, ярким венцом в центральной части, а также мозаичные панно по фасаду привлекают внимание не только гостей города, но и самих харьковцев. До сих пор архитектор этого здания и автор мозаики оставались неизвестны, однако все указывало на чужого для нас мастера, которого нужно искать среди архитекторов, работавших с «Товариществом Волжской мануфактуры». И это был верный след! Мне удалось выяснить, что проект дома на Рождественской в Харькове делал Лев Николаевич Кекушев, которого называют «отцом московского модерна».
У здания было единственное предназначение – продажа и хранение продукции. Еще в 1918 году складские помещения, что называется, ломились от товара, сохранить который в те времена стоило огромных усилий для управляющего Николая Вишневского. Милиция и псевдомилиция, анархисты и просто бандиты до входа в Харьков в апреле 1918 года просто безжалостно пытались ограбить Волжскую мануфактуру. Все это описала в своих дневниках дочка Вишневского, Мария. В ее строках оживает история семьи, дела ее отца, история улицы и нашего города.