Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Транспортный коллапс в Рогани: жители заставили перевозчика работать

Жители Роганской ОТГ заставили перевозчика исполнять взятые на себя обязательства.

Три километра пешком или два часа на остановке в ожидании маршрутки - таковы реалии Роганской ОТГ. Пять лет назад здесь сменился перевозчик, на новый тендер снова не было желающих. Громада не хочет быть заложником и начала бороться за свои права. Пока мяч на «поле» людей.

Пешком в школу после каникул

- Смотрите, автобус! Говорят, их сегодня три на маршруте. Для нас  праздник, -  восклицает женщина в бурой шубе и бежит на остановку.

- Понимаете, у людей сегодня праздник – один автобус за другим, - добавляет жительница поселка Рогань Татьяна Жукова.

Вместе с Татьяной Жуковой около семи утра у киоска нас встречает Людмила Кириченко. Последний год она занимается тем, что борется за право возить своего ребенка в школу в Докучаевское, что я в трех километрах от Рогани. В поселке находится также детский сад, аграрный университет и много детских кружков. Когда транспорта нет, детям приходится идти в школу пешком. Так начался новый семестр 2019 года: 14 января, в первый день, школьники шли по трассе пешком, не дождавшись маршрутку. Автобус здесь – как рулетка: если повезет, будет 3 на маршруте, не повезет – один-два, а значит интервал увеличится с 20 минут до часу, а то и больше.

Радость односельчан от появления маршрутки № 1186 сообщением станция метро «Пролетарская» - Рогань Людмила разделяет, но с осторожностью.

- На самом деле неизвестно, сколько продлится этот праздник. Такое уже было, когда мы поднимали бучу из-за отсутствия нормального транспортного сообщения, - поясняет Людмила.

В среду, 23 января, на маршрут, если верить перевозчику, вышло три автобуса. Интервал движения составлял 20 минут. Причина проста: проблемами громады заинтересовались журналисты из Харькова. Люди, которые собрались на остановке, наперебой жалуются на АТП-16 329, которое выигрывает тендеры на предоставление транспортных услуг в Рогани последние пять лет.

- Пять лет назад был другой перевозчик, но когда он сменился, прекратились нормальные условия. В лучшем случае один автобус на маршруте, в худшем - ни одного, - говорит житель Рогани Вячеслав Бородич.

В Роганской ОТГ живет 15 тысяч человек: 12 тысяч живет в Большой Рогани и Докучаевском, в Хролях - еще почти три тысячи. Люди от отсутствия транспортного сообщения страдают одинаково во всех населенных пунктах. Жители ОТГ хотят увидеть расписание автобуса, чтобы понимать, когда нужно выходить на остановку, а не стоять на морозе.

- 41 ребенок из Рогани учится в Докучаевском, 12 учителей работают там в школе. Очень много преподавателей университета ездят в Докучаевское. Там детский садик, чайная фабрика, пивзавод, мясокомбинат, молокозавод - это все рабочие места, где люди наши работают и этот весь объем людей не может обслужить единственный автобус, который время от времени выходит на маршрут, без расписания и какого-либо графика - говорит Татьяна Жукова. – Еще и отделение «Ощадбанка» закрылось, теперь пенсионеры ездят в Докучаевское за пенсией.

Людмила Кириченко за последние полтора года написала десятки писем во всевозможные инстанции: от поссовета до Кабмина и его главы Владимира Гройсмана. Все знают о транспортном коллапсе, но перекладывают ответственность друг на друга. Местные власти кивают на областные: проведение тендеров - в их компетенции, в результате децентрализации эти полномочия почему-то не отдали громаде.

Из Департамента экономики и международных отношений ХОГА прислали ответ с обязательствами, которые брал на себя перевозчик, когда участвовал в тендере (последний состоялся в мае 2018 года).

«Согласно расписанию движения, согласованному Харьковской райгосадминстрацией и Роганским сельсоветом, на автобусном маршруте 1186 «Харьков – Рогань» в рабочие дни запланирована работа 6 автобусов с выполнением 186 рейсов, а в выходные 4 автобуса с выполнением 92 рейсов» - сказано в ответе ХОГА.

Наказать перевозчика, который не выполняет условия тендера, можно только одним способом: разорвать тендер за нарушения и объявить новый – это по силам чиновникам ХОГА. Но никто этого не делает по неизвестным причинам, ограничиваясь отписками.

Водитель посыпает дороги солью?

Владелец маршрута - Валерий Дробушко - сообщил «ХН», что условия тендера в части количества автобусов выполнить невозможно, потому что… нет такого количества пассажиров. По его словам, если отправить на маршрут шесть автобусов, то нужно будет закрывать маршрут №1174 (идет также на Рогань, но не внутрь микрорайона). А точное расписание составить перевозчик, оказывается, не может.

- Летом автобус едет с одной скоростью, а зимой - с другой. Там дороги такие, что автобус вообще не может там ездить. Там попробуйте подняться по этому подъему, дороги никто не посыпает. Они никому не нужны. Отвечают в поссовете: это не наша дорога. А мне что делать? Я каждый день меняю рессоры на автобусах. Сейчас водитель заходит и говорит: автобус идет с опозданием, потому что не может подняться на подъем. Я говорю ну пусть заедут купят соли. Это работа водителя - посыпать дороги солью? – говорит Валерий Дробушко.

Говоря  проблемах с дорогой, перевозчик лукавит: идя на тендер, он знал и о качестве дорожного покрытия, и о его особенностях в виде крутого подъема. Более того, в майском тендере ему и соревноваться-то было не с кем: заявок больше не поступило, конкуренции не было, но в нарушение закона победителя объявили и отдали ему право на перевозки. Пояснение у Дробушко есть и на этот счет: никто из перевозчиков не хочет участвовать в этом конкурсе из-за огромного количества пассажиров льготного контингента и плохого состояния дорог. Тогда логичен вопрос – зачем он взвалил на себя непосильную ношу?

В Роганской ОТГ деньги за льготников перечисляют, но повлиять на него не могут. По данным заместителя главы Роганской ОТГ Анатолия Топчия, в прошлом году перевозчику заплатили 450 тысяч гривен. А вот дать денег хотя бы на ямочный ремонт не имеют права.

- Дороги на самом деле плохие, но они на балансе «Облавтодора». В прошлом году область выделила около двух миллионов гривен на трассу, по которой идет 174-й автобус, мы со своего бюджета софинансировали 750 тысяч. Там, где проходит 1186-й маршрут, область ничего не дала, - сообщил Анатолий Топчий.

Жители Роганской ОТГ показали неплохой уровень самоорганизации и создали специальную группу в Вайбере, которую со временем пришлось переформатировать в сообщество, так как численность участников превысила 245 человек. В сообществе люди делятся информацией, где видели автобус в последний раз и кооперируются для совместного проезда.

Кроме того, они использовали еще один инструмент демократического общества – создали  петицию о транспортном коллапсе Рогани. За неделю ее подписали 200 человек. Этого достаточно, чтобы на требование громады отреагировали чиновники. Если и это не сработает, жители громады готовы идти дальше: они собирают подписи, чтобы обратиться в ХОГА с требованием найти деньги и на ремонт этого участка дороги.

 МНЕНИЕ

- Во время выборов в Роганскую объединенную территориальную громаду, местные жители вместо того чтобы дать шанс молодежи проявить себя, выбрали действующего председателя, который уже более 30 лет занимает эту должность. Деньги в бюджете появились, но использовать их в пользу громады руководство не способно. Столкнувшись с проблемами, которые должны решать чиновники, получающие за это зарплату, местные активисты взяли инициативу в свои руки и стали на защиту интересов людей. Это очень яркий пример того, что необходимо выбирать не «своих», потому что они «свои», а эффективных руководителей, - уверен депутат Харьковского райсовета Артем Фисун («Об’єднання «Самопоміч»).

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.