Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Анастасия Худякова: "Ребят, теперь надо курить и тушить сюда"

Фото: Facebook / Анастасия Худякова
Фото: Facebook / Анастасия Худякова
Как харьковская художница меняла отношение механиков к современному искусству с помощью окурков.

Харьковская художница решила изменить отношение механиков к современному искусству с помощью окурков. Вслед за ними рисовать необычной кистью начали сотрудники больниц, спасатели и посетители баров. Анастасия Худякова рассказала об идее проекта и составила свой портрет тех, кто рисовал остатками сигарет.

В первых числах сентября во Дворце студентов ХПИ стартовал Международный фестиваль Non Stop Media IX 2018. Художница Анастасия Худякова стала лауреатом конкурса. Ее проект «Курить – не модно. Модно – рисовать» вошел в десятку лучших.

Автор разместила десять чистых холстов размером 50×50 в местах для курения в разных локациях Харькова – на заводе, в больнице, пожарной части, офисе, кофейне, в баре, арт-клубе и художественной галерее.

Над каждым полотном была инструкция с надписью «Бросай курить, начинай рисовать», которая содержала всего два пункта: закурить и потушить сигарету об холст. По задумке автора, курильщики должны были превращать чистые холсты в арт-объекты.

– Почему вдруг художник решил отдать свой инструмент в руки других людей?

– Изначально это было игрой. Я пришла к папе на работу. У него небольшой цех по ремонту швейного оборудования. Некоторые его сотрудники постоянно тушили сигарету о стену. И меня это не то, чтобы раздражало, но всегда хотелось повесить на это место холст. Спросила у папы: «Можно?». Он сказал: «Почему нет?». Я привезла чистый холст, забила гвоздями, повесила. У сотрудников – шок. Говорю: «Ребят, теперь надо курить и тушить сюда». Я такого ужаса в глазах не видела, наверное, никогда. Этот проект родился еще и потому, что со временем механики начали говорить об искусстве. До этого я не слышала никаких разговоров о художниках. А как-то пришла, а они обсуждают Малевича. Покурили и говорят: «Вот мы сейчас «забычкуем» так, что будет квадрат Малевича».

Вот такая нелепая шутка с холстом привела к обсуждениям. А значит, люди могут таким образом изменить отношение к современному искусству и даже начнут понимать.

Механики сделали мне первую работу. Тогда я подумала: а как бы сделали люди других профессий, и решила развесить холсты в разных местах.

– Как в администрации заведений реагировали на просьбу разместить у них чистый холст для окурков?

– Для многих даже художников непонятно, зачем я это делаю. Зачем вкладываюсь в те же холсты, чтобы их, как считают многие, просто испортили.

Мне важно было найти людей из разных сфер и профессий. Я не думала, что меня даже выслушают, не то что воспримут идею серьезно. В пожарной части мне сказали: «Нас всю жизнь учат тушить, с сигаретой мы точно справимся».

В больницу подруга забрала холст на ночное дежурство, чтобы никто не видел.

Потом начала с барами, с кафе работать. В винном баре было легко договориться, посетители были в восторге.

– Ты как-то вмешивалась в творческий процесс?

– Не притронулись ни к одной работе. Ни одной точки не поставила. Это было принципиально, чтобы искусство было создано не моими, а руками людей.

– А как реагировали окружающие?

– На открытии выставки в художественной галерее висел мой холст, и я издалека наблюдала. Многие видели этот проект, читали, но не участвовали, а демонстративно тушили о мусорное ведро. Я даже подошла к одному мужчине и спросила «почему?». А он ответил, что это не искусство, и он не будет в этом участвовать. Но это тоже реакция – протест против моего проекта.

Был случай, когда я уже снимала холст и уходила домой, а ко мне подбежал мальчик и спросил: «Девушка, а это ваш проект? Мне так нравится, но я не курю. Вот что мне делать?». Говорю: «Ты умничка, ты лучше всех. Можешь что хочешь сделать». И мы нашли ему ручку, он нарисовал маленький черный треугольник. Это было то, чего я ждала. Что люди некурящие начнут творить.

– Работы представителей разных профессий отличаются?

– Долгое время я анализировала холсты. В кафе, баре, арт-клубе получились почти идентичные композиции. С левой стороны какая-то надпись, в правом верхнем углу – сердце, изображение какой-то мордочки или человека, экспрессивные мазки на всех трех холстах. Кто-то перечеркивал уже готовое. Это говорит о том, что здесь собрались разные профессии и характеры.

Механики сделали механическую картину. Работа получилась лаконичной: монотонные точки по периметру.

К примеру, от пожарных я ожидала чего-то простого, а когда вернулась за холстом, они вынесли мне готовую композицию. Свинка, облака, птицы, трава – это картина! Видно, что это была командная задача, и здесь нет единоличной работы.

Медсестры подошли очень творчески. Они оставили отпечатки губной помады, сигаретами нарисовали шприц и скальпель. И даже настоящим скальпелем прорезали этот холст в нескольких местах. Еще они взяли у кого-то из медсестер кровь из вены и набрызгали ею на холсте.

– Это твой первый социальный проект?

– Да. Я вообще люблю рисовать у себя в мастерской, когда никто не мешает. А тут нужно было непосредственно работать с людьми, договариваться, объяснять, убеждать. Всех нужно было убедить, что это не просто баловство, не шутка, не розыгрыш, здесь нет скрытой камеры, вас не посадят. Это было нелегко. И уже сейчас, когда десять холстов развешены, мне поступают предложения продемонстрировать их где-то. Возможно, решу провести эксперимент в разных городах Украины, чтобы сравнить, как разные города отнесутся к такому проекту. Мне важно заинтересовать зрителя, чтобы он стал немножечко ближе к современному искусству и не воспринимал его в штыки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харькове стартует фестиваль Non Stop Media 2018

ДЛЯ СПРАВКИ

Анастасия Худякова – студентка Харьковской академии дизайна и искусств, автор мурала с изображением Успенского собора на улице Кузнечной и герба Харькова на Новгородской. Ее кисти принадлежит монументальная работа «Рекорды созданы для того, чтобы их превосходить» на Харьковской набережной и роспись иконы возле купели в Саржином Яру.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.