Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Отрезанные от мира. Как жители села в Харьковской области оказались в изоляции

Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
В селе Новомлынск Двуречанского района обвалился мост через реку.

В селе Новомлынск Двуречанского района обвалился мост через реку Оскол. Сейчас жители ходят к железнодорожной станции по льду, но уже весной рискуют оказаться изолированными от цивилизации.
Поселок Двуречная – типичный провинциальный райцентр Харьковской области. Почта, школа, церковь, центральная площадь с памятником Нобелевскому лауреату Илье Мечникову, который родом из этих краев, – здесь все рядом, а все, кажется, знают друг друга. Поселок находится на северо-востоке области, на автобусе из Харькова сюда ехать почти три часа. До границы с Луганской областью – около 30 километров. Столько же – до кордона с Россией.
Неподалеку от Двуречной, на берегу реки Оскол, расположилось крошечное село Новомлынск – по состоянию на 2001 год в нем проживало 16 человек, с тех пор перепись не проводилась. По лугу из райцентра в деревню идти пять километров, правда, сейчас этот путь не одолеть из-за сугробов. На машине ехать 11 километров по грунтовке – дорогу также замело и добраться на обычной легковушке проблематично. Маршрутки и автобусы в Новомлынск не ходят, зато в трех километрах располагается железнодорожная станция «Двуречная», соединяющая район с Харьковом. Там же находится ближайший для жителей деревни магазин.

Деревня Новомлынск находится в 150 километрах от Харькова. Фото: Константин Чегринский
До недавних пор путь до станции пролегал через 68-метровый подвесной мост над Осколом. В январе закрепленные на металлических опорах тросы не выдержали и мост обвалился – теперь местные жители вынуждены переходить реку по льду. Такая же участь уготована и посетителям Двуречанского национального парка, который находится в полутора километрах от Новомлынска.
Деревня четырех
Зимой Новомлынск производит впечатление деревни-призрака. По левую и правую сторону единственной улицы то и дело встречаются заброшенные обветшалые хижины с покосившимися заборами и участками, поросшими высоким бурьяном. Есть и более опрятные домики, впрочем – такие же безлюдные.

Уехали в Харьков, живут только летом, – рассказывает одна из считанных жительниц, пенсионерка Алла Леонидовна, которой речь дается с большим трудом. – Сейчас в деревне четыре человека.

В Новомлынске постоянно проживают всего четыре жителя. Фото: Константин Чегринский
По дороге на другой край села не встречаем ни одной живой души, зато целых два памятника Ленину. Один из вождей покрыт золотой краской – владелец, судя по всему, бережно относится к монументам и даже пытается их реставрировать.
Наконец звенящую тишину нарушает звонкий собачий лай. Из старого домика, который охраняет пес, выбирается бабушка в шерстяной косынке, наброшенной на шапку Adidas, и зимнем пальто поверх халата. На поле халата – разноцветные эмблемы Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в далеком 1985-м.

Я уже больше 20 год тут живу, мы вообще-то жители тутошние, я сама с России, за мужа выходыла сюда, – рассказывает Катерина Лисовиченко.Дед мой коняку держал, она его, наверное, и убила. Наклали солому, а снега тоже много было, он заходит: «Моня, Моня!». А Моня как повернулась, взадки как ударила – и полетел он. Думаю – оце все, шо мне делать? Он поднялся и после того стало с сердцем… Много было людей тут, поумирали, повыезжали. Магазин был и ферма. Алла живет на том краю, я на этом и прокурор (бывший прокурор Двуречанского района – прим. «ХН»). Каждое лето дачники приезжают, из Харькова в основном. Огород держат, живут тут – побыли и поехали.

Катерина говорит, что летом в Новомлынске жизнь бьет ключом. С моста в реку часто прыгали приезжие, при этом он «шатался, как холодец». Окончательно кустарную конструкцию погубили сильные январские снегопады.

Раньше ходила в магазин на станцию в Двуречную, – рассказывает пенсионерка. – Хлеб дома печу, а так дочка до меня ходит – как шо надо, она мне купуе и приносит. А теперь моста нема, а по льду она боится. До Двуречной пешком идти далеко. Мост нужно ремонтировать, это должен сельсовет делать. Ходил Толька с того края в Петро-Ивановский совет, сказали: «Кому, харьковским делать?». А хиба тут одни харьковские ходют? Из Петро-Ивановки идут люди, переходят через мост и по трассе едут лисопедом на Петро-Ивановку. Все ходют.

Мост есть, хозяина – нет
Обледеневший Оскол вблизи Новомлынска облюбовали рыбаки из соседних деревень. Толстый слой льда удерживает и упавший мост. Но весной, когда по реке пойдет ледоход, конструкция скроется под водой, и местные жители фактически окажутся в изоляции. По словам замдиректора Двуречанского национального парка Андрея Тупикова, в аварийном состоянии конструкция пребывала много лет. Оказывается, мост не был на балансе сельсовета и местным неоднократно приходилось ремонтировать его своими силами.

Сельский совет, к которому относится Новомлынск, не делает ничего для того, чтобы эту проблему решить, потому что мост ничейный, – утверждает Тупиков. – Его построили в 70-х, когда было колхозное движение. У нас есть в районе такие школы – собрались всем колхозом, построили школу, а оформим, мол, потом. Так же был построен и этот мост.

Мост через Оскол находился в аварийном состоянии уже много лет. Фото: Константин Чегринский
В Двуречанском парке, который примечателен живописными меловыми холмами, уникальными растениями и более 100 видами животных, включенными в различные охранные списки от Красной книги Харьковской области до Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры, заинтересованы в развитии туристического потенциала района. Мост через Оскол, существенно облегчавший жизнь приезжим туристам, был важным звеном этой цепи.

Большая часть туристов из других областей добираются в Двуречную железнодорожным транспортом, – объясняет Тупиков. – Через мост у них была максимально быстрая возможность попасть в национальный парк. Сейчас все по кольцу – вместо трех километров приходится добираться 15 километров.

Взять мост на баланс парк не может, потому что формально сооружение не входит в его территорию. Вместе с тем расширить границы пока не удается – в администрации парка говорят, что мешает «саботаж чиновников».

Мы хотели в 2013-м забрать мост себе, чтобы можно было его в порядок привести, – утверждает Тупиков. – Но он не касается парка – это камень преткновения, который нам не позволяет его забрать. Кроме того, мост кто-то должен передать на баланс. Иначе нужно разработать проект – нам министерство (парк напрямую подчиняется министерству экологии – прим. «ХН») деньги на разработку проекта сооружения, которое нам не принадлежит, естественно, не даст. Это будет нецелевое использование бюджетных средств. А местные советы также не сильно в этом заинтересованы – район дотационный, свободных средств нет.

Официально
В Петро-Ивановском сельсовете говорят, что взять мост на баланс не могут, а значит, и восстанавливать не станут.

Мост этот официально никто не строил, – утверждает председатель Петро-Ивановского сельсовета Надежда Гончарук. – Его сделали еще раньше, чем в 70-х, при колхозе, когда не было на территории школы, в пристанционную школу дети ходили. Мы его не можем [взять на баланс], на баланс берется объект, когда есть проектная документация.

Председатель сельсовета уверена, что мостом никто не пользуется, а от него одни проблемы, поэтому острой необходимости в ремонте нет.

Жители, которые проживают в Новомлынске в данное время, и одной ногой не станут на тот мост, – заверяет Гончарук. – Потому что им по 70 и больше лет, а дачникам, которые приезжают на крутых машинах, мост абсолютно [не нужен]. Вы вначале задайте вопрос: для кого он нужен? Чтобы больше у нас похорон было? С этого моста прыгают в Оскол и потом уходят на тот свет – уже не единичный случай.

Посетителям Двуречанского парка в сельсовете рекомендуют добираться альтернативным способом.

[К парку] есть подъездная дорога, которую сделали в 2007 году, – объясняет председатель. – Эту дорогу строили для того, чтобы можно было подъехать, если кого-то интересуют пейзажи. Люди едут, даже браки регистрируют, потому что такие виды – дорога, как в Крыму. А мы говорим о каком-то мосте, с которого можно упасть и отправиться на тот свет.

Учитывая сложившуюся ситуацию, ремонтом моста приходится заниматься энтузиастам. По оценкам замдиректора парка, чтобы вывести конструкцию из аварийного состояния, необходимо 10–15 тысяч гривен, а для того, чтобы привести в полный порядок – покрасить опоры, заменить тросы (нынешние висят с 1971-го года), – около 60 тысяч гривен.

Вопросом восстановления этого чудо-мостика занимаются только аматоры, – заверяет Тупиков. – Один товарищ из Киева пообещал трос, договариваюсь сейчас, каким образом его доставить. Кто-то трос дал, кто-то – досок, кто-то – проволоки. Если мы будем ждать, пока что-то будут делать власти, мы просто потеряем этот мост. Ситуация складывается так, что никому это не надо.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.