Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Eticket в Харькове. Как оплачивать проезд с 1 декабря. Готов ли город?

Подготовить в полном объеме "Электронный билет" к 1 декабря так и не успели.

Уже завтра, 1 декабря, в Харькове должна заработать система «Электронный билет», позволяющая оплачивать проезд в трамваях и троллейбусах при помощи единых проездных. Несмотря на то, что к инновации город шел 10 лет, а чиновники продолжали давать оптимистичные прогнозы, подготовить систему к запуску в полном объеме так и не смогли.

Единый проездной, о котором в Харькове твердят с 2007-го, по задумке городских властей, должен помочь установить реальный объем пассажиропотока и упорядочить хаос в общественном транспорте. Планируется, что с завтрашнего дня система Eticket соединит трамваи и троллейбусы, а с Нового года – еще и метро. О маршрутках и автобусах речь пока не идет – здесь монополия частных перевозчиков. Пока по каналу Кернеса крутят ролики об «удачном» запуске единого проездного, харьковчане сбились с ног в поисках хотя бы одного работающего терминала.

Обещания и реальность

Единый проездной представляет собой зеленую пластиковую карту (для пассажиров-льготников – голубую) стоимостью 30 гривен, в эту сумму включена одна поездка. В теории купить карточку еще до 1 декабря можно было бы в терминалах, которые установили на остановках; в будущем их также поставят в метрополитене. В начале ноября заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов анонсировал установку почти 600 устройств – 323 наземных и более 250 терминалов в метрополитене.

Сейчас более 200 наземных терминалов по городу уже установили. Их устанавливают каждый день и будут устанавливать до конца месяца, – утверждал Водовозов на пресс-конференции 1 ноября.

Вместе с тем, по неофициальной информации, терминалов на порядок меньше – по состоянию на конец ноября харьковчане насчитали на улицах лишь около 100 устройств.

Есть подозрения, что на пресс-конференции заместителю городского головы по вопросам инфраструктуры предоставили несколько неправильную информацию. На тот момент оборудование было в процессе установки, было размечено, где оно должно стоять, но сам процесс продвигался не так оперативно, как хотелось бы, – объясняет в комментарии «ХН» блогер Кирилл Гальченко.

В начале ноября директор компании-инвестора ООО «Финансовая компания «Платежный центр» Владимир Стариченко заверял, что электронный билет можно будет купить в терминале в последних числах ноября. На пресс-конференции в конце прошлой недели Евгений Водовозов также утверждал, что устройства начнут функционировать с понедельника, 27 ноября. Тем не менее, прогнозы чиновников не сбылись – по состоянию на утро 30 ноября оборудование оставалось обесточенным, ни один из терминалов не работал.

От установки терминалов на всех остановках городские власти отказались изначально: в мэрии утверждают, что острой необходимости в этом нет.

Никто не будет ставить несколько тысяч [терминалов], это экономически неоправданно, – заявлял Водовозов. – [Если терминал на остановке отсутствует], пассажиры сядут и купят [разовый билет] в городском транспорте, а потом подъедут туда, где есть, и купят себе [единый проездной] билет. Давайте вспомним советское время: я не помню, чтобы у нас киоск по продаже билетов стоял на каждой остановке, такого не было.

Считывать проездные должны валидаторы, установленные на входах в транспорт. Однако и здесь город не вложился: за несколько дней до запуска системы оборудование можно было найти лишь на избранных маршрутах – например, в троллейбусе, где снимало сюжет коммунальное предприятие горсовета, газета «Харьковские известия»; в то же время в большинстве трамваев установлены были лишь каркасы для устройств. Передовым по установке стало троллейбусное депо № 2, на маршрутах которого как раз и снимали для собственного пиара ролик городские власти.

За считанные дни до запуска системы сотрудники электротранспорта также сомневались, что она заработает вовремя. Водитель трамвая 27-го маршрута на вопрос корреспондента «ХН» о сроках запуска системы и вовсе рассмеялся.

Система должна заработать с 1 декабря, но вряд ли заработает. Единые проездные должны продаваться в терминалах, но они до сих пор не подключены. На данный момент все остается по-прежнему, – заверял водитель за два дня до запланированного старта Eticket.

Традиционные бумажные талоны останутся в ходу и после запуска системы. В будущем разовые билеты также можно будет приобрести в терминалах – действовать они будут сутки. Проверять, рассчитались ли пассажиры за проезд, будут контролеры со специальными мобильными валидаторами. «Зайцам» придется раскошелиться, выплатив штраф, равный двукратной стоимости проездного – 60 гривен.

Если кому-то удобнее пользоваться разовыми билетами – возможность будет. Задача, которая стоит перед нами – убрать оплату наличными, понять, сколько реально у нас ездит пассажиров, – объяснил Водовозов.

Несмотря на то, что в запланированные городскими властями сроки система не заработала, чиновники продолжают излучать оптимизм. С апреля, обещают в мэрии, проезд в городском транспорте также можно будет оплачивать карточкой Visa при помощи бесконтактной системы PayPass, а к концу 2018 года – любой банковской картой, вне зависимости от наличия или отсутствия Еticket.

Что делать льготникам?

Открытым остается и вопрос с проездом пассажиров-льготников. На сегодняшний день, по данным горсовета, право на льготный проезд в Харькове имеют около 600 тысяч человек, 404 тысячи из них – пенсионеры. В связи с изменениями в законодательстве с Нового года обеспечивать проезд льготных категорий должна будет городская власть. Тем не менее, пока что для пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, новая система выглядит запутанной и непонятной: сроки получения электронного билета для них городские власти не раскрывают, а подробности обещают сообщить все позже и позже.

Это будет не 10, не 5 и не 8 точек, в которые смогут обратиться люди, – пообещал Водовозов. – Мы ведем сейчас переговоры с банками, выберем оптимальный вариант для того, чтобы сделать это комфортным и удобным для людей, никакого ажиотажа устраивать не надо.

В мэрии утверждают, что сейчас готовят перечень документов, необходимых для получения льготных карт.

В тот момент, когда мы начнем их выдавать, будем просить людей, которые действительно пользуются транспортом, сделать это, потому что от этого зависит в том числе и компенсация нашим коммунальным предприятиям, поскольку она должна быть персонифицирована по конкретному льготнику, – заверил Водовозов.

Между тем, не все разделяют уверенность чиновников Кернеса. Блогер Кирилл Гальченко, например, считает, что новые правила могут привести к бюрократическому коллапсу.

Было сделано все, чтобы льготники прошли еще пару кругов ада для получения синей «льготки». Список документов на получение карты состоит из шести пунктов, и только один можно сделать уже по факту подачи документов. С учетом того ада, который сейчас происходит в РЦНАПе из-за перерасчета пенсии, нас ждет «Бюрократия 2.0», – отмечает блогер.

В переходный период, который будет длиться неизвестно сколько времени, льготный проезд будет по-прежнему обеспечивать карта для проезда в метро. Для людей со старыми карточками на станциях оставят по два турникета, которые будут работать до 1 января 2019 года. После этого проехать можно будет только по новым льготным картам. К слову, передавать их из рук в руки не стоит.

При работе контролера право пользования льготной карточкой нужно будет подтвердить удостоверением. Если она будет передана человеку, который не имеет право льготного проезда, то система будет такая же, как со студентами, – мы будем просто ее блокировать, и этот человек не сможет ей пользоваться, – сообщил Водовозов.

Школьники и троллейбусы остались с «бумажками»

Дал сбой переход на Eticket и в школах и вузах, где школьники-студенты ездят по льготным проездным. Еще в начале ноября у родителей учеников потребовали принести идентификационные коды для получения проездного в пластике, но по-прежнему выдали бумажные.

В школе сразу сказали, что теперь дети не смогут получить проездной без идентификационного кода. У кого был, принесли, остальные даже деньги не сдали. Но в среду детям выдали проездные старого образца с голограммой, ничего не изменилось, – говорит мама ученика 68-й школы Харькова.

Не владеют информацией о новых льготных картах и в вузах.

Выдаем еще старые проездные, потому что неясно, какой механизм по льготникам. Ни в департаменте, ни в метрополитене нам не могут дать информацию, какие документы собирать, чтобы получать эти студенческие проездные, – объясняет «ХН» пресс-секретарь ХНУРЭ Инна Петрикова.

В НТУ «ХПИ» также не знают о том, как будет работать система и во сколько студентам обойдется нововведение.

Все ждут, когда будет прописана процедура, каким образом их будут менять, покупать, но пока никакой информации нет. Пока студенты будут пользоваться старыми проездными, нам продлевают их действие, – говорит пресс-секретарь «ХПИ» Елена Розова.

Тем временем пребывающие в неведении льготники в надежде получить необходимую информацию вынуждены «атаковать» админцентры. Там в ответ просят не создавать очереди, объясняя это тем, что вопрос о внедрении «электронного билета» находится на рассмотрении в структурных подразделениях горсовета, но решение по нему еще не принято.

Заработать миллионы

Общая стоимость реализации проекта внедрения единого транспортного билета составляет 185,50 млн грн. 9 ноября 2016 года ООО «Финансовая компания «Платежный центр» выиграла конкурс на внедрение в Харькове системы оплаты проезда в общественном транспорте «Электронный билет». По условиям конкурса инвестор должен профинансировать все затраты, связанные с внедрением системы: проектирование, создание, установка, проведение пусконаладочных работ. Согласно договору, инвестор получает исключительное право на программирование и кодирование бесконтактных электронных карточек.

Кто такой инвестор, сотрудники Харьковского антикоррупционного центра выяснили еще весной. Оказалось, что до 23 марта 2017 года одним из учредителей «Платежного центра» с долевым участием в 50 % значилась ООО «Компания по управлению активами «Финэкс-капитал», от которой мэр Харькова Геннадий Кернес в 2015 и 2016 годах получил дивидендов на несколько миллионов гривен. А его первый заместитель Игорь Терехов на днях, 24 ноября 2017 года, прикупил инвестиционных сертификатов (ценная бумага, которая дает право на получение дивидендов – прим. «ХН») этой компании на сумму 15 млн грн (см. инфографику).

kernes

Интерес частной компании, за которой торчат уши чиновников, очевиден: по договору «Платежный центр» получает вознаграждение в размере 6,5 % от общей суммы собранных платежей за проезд в общественном транспорте в течение следующих после ввода системы 10 лет. Это немалые деньги.

По информации Главного управления статистики в Харьковской области, в 2016 году КП «Харьковский метрополитен» без учета льготных категорий перевез более 181 млн пассажиров (497 тыс. пассажиров в день). Трамваями и троллейбусами в Харькове было перевезено немногим более 78 млн пассажиров (214 тыс. пассажиров в день). Ориентировочная сумма от реализации билетов, которую соберет метрополитен в 2017 году, – 726,74 млн грн, а вместе два троллейбусных и два трамвайных депо – 235,20 млн грн. Итого – около миллиарда гривен. Чистая прибыль частной компании – более 60 миллионов гривен в год. Если умножить на 10 лет эксплуатации, заработать на пассажирах Харькова она сможет десятки миллионов долларов.

Но и эта сумма может быть в разы больше, потому что чиновники уже анонсировали «высокую вероятность» повышения стоимости проезда.

Это ни в коем случае не значит, что тариф повысится 1 января. С законодательной точки зрения это физически невозможно, но вероятность того, что к апрелю тариф повысится, очень высокая, – заявил Евгений Водовозов.

Депутат горсовета от фракции «Об’єднання «Самопоміч» Игорь Черняк считает, что само введение системы электронного билета – безусловно позитивный шаг. Единый проездной действительно должен упростить проезд в общественном транспорте. Однако основной вопрос: кому и на каких условиях данная система принесет прибыль?

Цифры, подсчитанные Харьковским антикоррупционным центром, указывают на то, что это не совсем инвестиционный проект. Да, инвестор вкладывает деньги в разработку программного обеспечения, установку необходимого оборудования и всего остального. Но это фирма связана с городской властью, потому что Геннадий Кернес получал финансовую выгоду от «Финэкс-капитал», а теперь еще и Игорь Терехов будет иметь возможность получать прибыль от частой фирмы, которая была соучредителем «Платежного центра», – отметил Игорь Черняк.

Опыт других городов

С конца 2016 года в городах Украины начали внедрять оплату проезда в наземном общественном транспорте при помощи QR-кода. На сегодняшний день такая система оплаты проезда действует во Львове, Сумах, Николаеве, Чернигове, Ивано-Франковске, Херсоне, а также на отдельных маршрутах в Запорожье.

Везде система шагнула далеко вперед по сравнению с харьковской: для оплаты проезда достаточно в мобильном приложении Privat24 отсканировать QR-код, изображенный на специальных стикерах в салоне транспорта. Во время поездки оплаченный билет нужно «закомпостировать» в смартфоне и предъявить кондуктору или контролеру. Оплатить проезд можно с карты любого банка. Процесс оплаты проезда и компостирования билета занимает от 20 до 40 секунд – в зависимости от качества мобильного интернета. К тому же такой способ расчета исключает возможность злоупотреблений с повторным использованием закомпостированных билетов.

В местных органах исполнительной власти уверены, что такой способ поможет контролировать пассажиропоток и приучить граждан стабильно оплачивать проезд в транспорте.

Комментарий горсовета

Вечером 30 ноября в мэрии сообщили, что 1 декабря Eticket заработает в полном объеме.

К утру будут включены все терминалы, все валидаторы - все будет работать. Параллельно будет ходить и старая система, переходной период. Не бывает так, чтобы все сразу, люди же в один день не купят все карточки, не перейдут на новую систему, - заверил «ХН» Евгений Водовозов.

По словам чиновника, на улицах города было установлено 323 терминала.

Текст: Дмитрий Кузубов, Елена Гетманенко

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.