Проезд в Харькове по новым правилам: как изменится с 1 декабря
Уже с 1 декабря система электронного билета «Eticket» заработает в харьковском наземном электротранспорте, а с 1 января — в метро.
KHARKIV Today разобрался, что поменяется в городе, когда система заработает в полную силу, и нашел ответы на самые задаваемые вопросы.
Останутся ли карты метро?
Карточками на метро можно будет пользоваться еще в декабре, но потом они станут недействительными. Надо будет купить универсальные: для проезда и в метро, и в наземном электротранспорте (трамваях, троллейбусах). С момента запуска единого электронного билета, то есть с 1 января, прежняя карта для оплаты проезда в метро действовать не будет, поскольку вся система будет новой.
Если на карте останутся средства, их можно будет вернуть в главном управлении Харьковского метрополитена по адресу: переулок Подольский, 19.
А новые карты приобрести можно прямо в терминале. Стоимость одной карты - 30 гривен с учетом одной зарезервированной поездки (либо в наземном транспорте, либо в метро). В горсовете уверяют, что если владелец карты захочет ее вернуть, стоимость карты с вычетом этой одной поездки будет возвращена.
Где можно пополнить и на сколько новые карты?
Пополнить новые карты можно будет в ближайшем терминале. Всего по Харькову установят порядка 600 терминалов: 320 наземных и около 250 - в метрополитене. Как писал KHARKIV Today, более 200 наземных терминалов уже установлено, ими продолжают оборудовать остановки общественного транспорта. Кроме того, в наземном транспорте уже можно увидеть крепления под валидаторы.
Через эти терминалы можно будет пополнить электронный билет на сумму до 500 грн. В метро терминалы будут выдавать сдачу, но на остановках наземного общественного транспорта от такой функции отказались. По словам инвестора системы «Eticket» - это сделано "в целях безопасности".
Новые карты не ограничиваются по количеству поездок и менять их нужно в случае повреждения.
Как будут ездить льготники, пенсионеры и студенты?
В рамках системы электронного билета также предусмотрены карты для льготников. У пенсионеров и студентов карточки будут синего цвета, у остальных — зеленые. Такая карта будет сохранять возможность льготного проезда в общественном транспорте.
Городские власти также обещают перевести пассажиров льготных категорий на новые карты в период января-февраля. Как это будет происходить, в горсовете расскажут позже.
Как будет оплачиваться единоразовый проезд?
Проезд по карте будет оплачиваться при совершении поездки. Когда пассажир заходит с картой в троллейбус или трамвай, необходимо поднесли к валидатору карту - загорится зеленая галочка, номер маршрута, и поездка активирована. Остаток средств на карте можно будет проверить только при пополнении карты.
Также в трамваях и троллейбусах продолжат работать кондукторы, у которых по-прежнему можно будет приобрести разовый билет для проезда в транспорте. Также разовый билет на проезд можно будет купить в терминале. Он будет действовать всего сутки с момента покупки, через 24 часа билет будет недействительным. У контролеров будут мобильные валидаторы. За неуплату проезда пассажир будет оштрафован на 60 гривен.
Подорожает ли из-за новой системы проезд в наземном и подземном электротранспорте?
Сейчас стоимость проезда в Харьковском метрополитене стоит 4 гривны, в наземном городском электротранспорте - 3 гривны за один билет. Городские власти не сообщают о повышении цен на проезд в трамваях и троллейбусах. С 1 декабря, когда система начнет действовать в наземном транспорте, стоимость проезда точно не поменяется. Но с 1 января проезд в Харьковском метрополитене и в наземном электротранспорте будет производиться по одной и той же карте.
Eticket – негласное принуждение?
Эксперты считают, что с внедрением системы единого электронного билета у пассажиров возникнут проблемы, схожие с теми, которые были в метро. В конце сентября терминалы в метрополитене перестали принимать пятигривневые купюры.
"Мы не видели инвестиционного договора между горсоветом и ООО «Финансовая компания «Платежный центр», а она полностью контролируема окружением Геннадия Кернеса и лично им, – рассказал KHARKIV Today член правления Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин. – В любом случае 185 миллионов гривен, которые вкладывает инвестор, – это немалая сумма и хорошо, что эти деньги выделяются не из бюджета. Но насколько они частные и не связаны с горсоветом или городским головой – сложный вопрос. Есть один нюанс: по сути, Eticket – это негласное принуждение переходить на карточки, потому что автоматы, которые продают единоноразовые билеты на улице, не будут выдавать сдачу. Проблема, когда тебе нужен единоразовый билет, но нет при себе мелких денег, не решается".
Главный плюс системы – появится более-менее достоверная цифра о пассажиропотоке в наземном электротранспорте, а деньги за проезд перестанут оседать в карманах кондукторов. Учитывая, что инвестор планирует окупить вложенные средства через 10 лет, после чего передать оборудование в коммунальную собственность, на попытки заплатить «мимо кассы» вряд ли станут закрывать глаза.