Выплаты медикам Харьковской области за коронавирус: почему нет и когда будут

В Харьковской облгосадминистрации пояснили, почему к середине мая доплаты за работу в условиях эпидемии COVID-19 получили всего 17 человек в регионе. Кроме того, когда и кто может рассчитывать на них за апрель.

В Харьковской облгосадминистрации пояснили механизм начисления надбавок для медиков за март и апрель и рассказали о противоречиях в законодательной базе.

9 мая министр охраны здоровья Максим Степанов возмутился отчетами областей по надбавкам за март в размере 300% медикам, которые работают с больными коронавирусом. Антигероем он назвал Харьковскую область, где врачи получили всего по 870 гривен "сверху", да и то всего 17 человек. Однако в ХОГА уверяют: Кабинет министров Украины и, в частности, Министерство охраны здоровья не предоставили нормативные акты, по которым можно законно начисляться надбавки. Министр охраны здоровья не отработанный алгоритм уже признал. Об этом KHARKIV Today рассказал заместитель главы Харьковской областной государственной администрации Тарас Пастух.

"Проблема заключается в том, что, по нашему убеждению, и собственно сегодня происходило совещание под председательством президента, было признано и министром, что Министерство охраны здоровья не отработало вовремя нормативных актов и соответственно не отработало алгоритм решений непосредственно правительство. Поэтому произошло такое проседание сотрудничества между поручением, которое было дано, и выполнением, которое произошло фактически не главами областных администраций, как это отмечалось министром охраны здоровья, даже не руководителями департаментов областных администраций или городских советов. А фактически не могли выполнить эту норму непосредственно сами главные врачи, поскольку они являются субъектами начисления и в дальнейшем совершением выплат. Они пользовались той нормативной базой, которая есть", — сказал Пастух.

ПОЧАСОВАЯ ОПЛАТА И НЕДОРАБОТКА МИНИСТЕРСТВА

При начислении надбавок области должны были руководствоваться несколькими документами. Первый — приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 2 июня 2003 года "Об условиях оплаты труда медицинским и другим работникам за период работы по ликвидации эпидемий и вспышек инфекционных болезней, а также в центрах особо опасных инфекционных болезней". Он заработал после выдачи соответствующего постановления Кабинетом министров Украины о введении карантина в Украине. Документ предусматривал надбавку за количество отработанных медиками часов с пациентами, у которых подтвержден коронавирус.

"Он говорит о том, что совершается доплата к заработной плате в размере трех схемных должностных окладов или тарифных ставок пропорционально отработанному времени. То есть главный врач может начислить медицинскому работнику за то время, которое он непосредственно отработал, будучи в контакте с больным. Не с 1 по 30 или с 1 по 31 число, которое считается окладом. А если врач с ним работал целый день, смену — это может быть 8-12 часов — эти 12 часов, соответственно, главврач мог протарифицировать", — пояснил замглавы ХОГА.

Кроме того, проблема возникла с понятием "надбавка". Так, приказ Минсоцполитики и постановление Кабмина говорят о доплате в размере трех должностных окладов, а Закон Украины от 30 марта 2020 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни", подписанный президентом Владимиром Зеленским 2 апреля, — о дополнительной доплате в размере до 300% зарплаты.

"В разных документах звучит по-разному. В законе сначала звучало вообще 200% от зарплат, а зарплата – это не только оклад, это и надбавки, которые получают медицинские работники. В следующих изменениях к закону это уже было до 300%. То есть это не обязательно 300. Это могло быть и 100, и 200, и 300 в том числе. А непосредственно постановление Кабинета министров говорило об окладах. Не о зарплатах, а об окладах", - отметил Пастух.

Закон, подписанный президентом 2 апреля, предусматривал установку Кабинетом министров дополнительных доплат к зарплате в течение недели, то есть до 9 апреля. Однако Кабмин этого не сделал. Соответственно, области при начислении зарплат могли опираться только на закон 2003 года. А он возвращает к модели почасовой оплаты труда медиков.

"Чтобы выполнить директивы президента, Кабинет министров должен был отработать порядок выделения этих средств – внеся изменения в этот порядок, который был предложен Министерством социальной политики или внедрить какой-то свой порядок на время действия этих ограничительных мероприятий – карантина, которые касаются COVID-19", — считает Пастух. — Более того, когда Кабинет министров принимал постановление 15 апреля и предусматривал, что целевую субвенцию, которая шла для выплат зарплат медицинским работникам, для закупки инсулина, может использоваться для выплаты медработникам, которые задействованы в ликвидации эпидемии COVID, в соответствии с теми правилами, которые использованы Министерством социальной политики. То есть они указали, что такое начисление может осуществляться за фактически отработанное время, а не за полный месяц, как об этом говорил и президент, и соответственный закон принимала Верховная Рада. То есть собственно об этой проблеме говорили главы областных администраций на всех совещаниях, на которых обсуждался данный вопрос. Происходил дважды селектор самого министра охраны здоровья с департаментами вместе с заместителями. И на каждом этом совещании области поднимали вопрос о том, что необходимо провести нормативную базу в соответствие, дать возможность провести эти выплаты. К сожалению, по нашему убеждению, Министерство как раз в этой части не выполнило свои функции".

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ЗАПЛАТИТЬ ДЕНЬГАМИ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ СУБВЕНЦИИ

— Постановление Кабмина от 25 марта, которое было опубликовано 2 апреля, направляло в Харьковскую область, если я не ошибаюсь, 33 миллиона гривен медицинской субвенции. И в этом постановлении не было ни единого слова о коронавирусе. Там было четко предусмотрено, на что можно осуществить выплаты по этому постановлению. Это — выплаты по сахарному диабету, выплаты на зарплату областным учреждениям, которые не заключат пакеты с Национальной службой здоровья Украины, то есть это было в части медреформы. Сюда относятся судмедэкспертизы, наш лабцентр, психиатрия, — учреждения, которые не могли заключить контракты напрямую с НСЗУ. Их нужно было финансировать через субвенцию. И самое главное – поддержку отдельных учреждений охраны здоровья, которые предоставляют вторичную специализированную и третичную высокоспециализированную медицинскую помощь по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения с целью недопуска возникновения задолженности по выплатам заработной платы сотрудникам таких учреждений.

То есть в марте нам уже не хватало средств из государственного бюджета для того, чтобы выплатить зарплату медработникам. И поэтому администрация обращалась к правительству, чтобы средства, которые были назначены на четвертый квартал, переместить в первый квартал, дать возможность закрыть зарплаты марта-апреля. К коронавирусу это не имело никакого отношения. Таким образом, когда постановление было опубликовано, нам, областным администрациям, были даны два дня, чтобы мы выдали собственное распоряжение о распределении этих средств. 

Соответственно, мы провели это распределение. Мы обратились к областному совету, комиссия оперативно собралась, согласовала наше распределение. И соответственно средства пошли по тем районным больницам, областным больницам и распределились по инсулину. Это произошло 8 апреля. 

После этого, 15 апреля, правительство вносит изменения в постановление от 25 марта, и говорит, что средства из этой субвенции также можно потратить на доплаты медицинским работникам. Но средства уже распределены и пошли на другие цели. Данное постановление фактически не было подкреплено  деньгами. Более того, даже если эти больницы получили субвенцию и еще ее не потратили и могли бы использовать эти средства для оплаты медработникам, все равно Кабмин ссылается на закон Минсоцполитики. Мы снова возвращаемся к почасовой оплате медицинским работникам. 

СКОЛЬКО МЕДИКОВ ПОЛУЧИЛИ НАДБАВКИ ЗА МАРТ

— На 1 апреля в медицинских учреждениях, которые определены в первой волне, у нас не было с подтвержденным диагнозом ни одного пациента. Один случай, который у нас был зафиксирован в Харькове, когда человек находился два дня, если я не ошибаюсь, с пневмонией, был подтвержден диагноз COVID, он был переведен дальше на самоизоляцию, продолжил фактически самостоятельное лечение. Более того, главный врач этой больницы принял решение и выплатил тем медицинским работникам, хотя они не включены в учреждения первой волны, почасовые надбавки. Часть из них получила фактически за дневную смену, часть, которые были привлечены несколько часов, получили эту почасовую оплату.

17 медицинских работников получили. Если посчитать суммарно часы и смены, – 14 900 гривен. Фактически за два дня работы. Министр поделил, во-первых, в среднем. Но понимаете, зарплаты врача, главного врача, медсестры и санитарки разные. Второе – мы говорим о последних двух днях марта, когда предоставлялась помощь данному пациенту. Этот пациент не находился с 1 марта. И поэтому оснований считать от 1 марта эту сверхурочную зарплату никаких юридических не было. Более того, это было бы нецелевое использование бюджетных средств, персональная уголовная ответственность главвврача. Поэтому он сделал абсолютно правильно. 

КАК БУДУТ НАЧИСЛЯТЬ НАДБАВКИ ЗА АПРЕЛЬ

— На данный момент пока нет четкого понимания, поскольку теперь оплату медицинским учреждениям, которые постановлением Кабинета министров определены как учреждения первой волны будут оплачивать в виде услуги. Есть один больной, который попал в эту больницу. Условно эта услуга будет стоить определенное количество денег, которое мы пока не знаем, оно не доведено ни НСЗУ, ни Министерством охраны здоровья. И на количество больных, соответственно, будет умножено. И больничное учреждение получит какое-то количество денег. Но дальше у главного врача возникнет тот же вопрос. Ему нужна нормативная база, поскольку он работает в бюджетном учреждении, чтобы начислить соответственные надбавки медицинским работникам. Все равно проблема до конца не решена.

И сегодня на совещании это в очередной раз было подчеркнуто, что это вопрос буквально двух-трех дней. Нужно найти это решение и дать законный правовой механизм выплачивать эти надбавки, чтобы каждый не переживал, что ему рано или поздно придется отвечать за свою подпись.

У Министерства и правительства есть несколько дней, чтобы урегулировать данный вопрос и обеспечить одинаковое отношение к работникам охраны здоровья, независимо от решения руководителя заведения.

Правительство может внести изменения, как к предварительно существующему поднормативу, так и обратиться к Министерству, чтобы оно привело в соответствие свои документы. Каждый может выдать новые. То есть сейчас действует постановление Кабмина, которое говорит о том, что начиная с 1 апреля средства за лечение, там не только, кстати, оплата труда, там еще и медикаменты, двигаются не через субвенции, областные, городские бюджеты медицинским учреждениям. А двигаются исключительно через НСЗУ. Начиная с 1 апреля, областные администрации, местные советы к этим средствам не имеют фактически никакого отношения. Единственное – местные бюджеты, очевидно, будут поддерживать эти учреждения, оплачивая коммунальные услуги, возможно, каким-то образом премируя врачей, как это сделали несколько городов в Украине – они выплатили одноразовые премии. Но это исключительно решение органа местного самоуправления.

СКОЛЬКО ВРАЧЕЙ ПОЛУЧАТ ВЫПЛАТЫ И КОГДА

— Это вопрос к главным врачам. Они получают средства и дальше будут принимать решение, исходя из действующей нормативной базы – кому выплачивать и сколько выплачивать, исходя из того ресурса, которым они будут владеть. Обладминистрация юридически не имеет отношения к этому. Это прямые отношения НСЗУ и непосредственно лечебных заведений. 

Когда ожидать выплат за апрель — зависит от Национальной службы здоровья. Мы знаем о том, что уже договоры начали подписывать. Насколько мне известно, сегодня должен был быть подписанный договор с экстренной помощью. Я надеюсь, завтра-послезавтра остальные больничные учреждения уже подпишут договоры. Хотя у нас, по большому счету, несколько учреждений, которые в апреле предоставляли помощь больным COVID. То есть это не все 19 учреждений, которые определены в первой волне. Поэтому я думаю, в первую очередь будут заключены договоры с этими учреждениями. 

ПОЧЕМУ МИНИСТР ХВАЛИЛ СОСЕДНЮЮ ОБЛАСТЬ

— Если я не ошибаюсь, уже было опровержение слов министра о выплатах надбавок в Полтаве, потому что министр понимает не саму выплату как дополнительного оклада. Он очень часто переставляет из одного места на другое – он берет те средства, которые можно взять из местного бюджета и предоставить врачам как премию, одноразовую выплату, от местного бюджета. Врачи эти средства получили. Министр считает, что это – его заслуга или органов исполнительной власти. На самом деле это деньги из городского бюджета. И он таким образом просто хотел показать, что вот, в одной области выполнили решение правительства, президента, а другие области не выполнили. То есть фактически он пытался таким образом стимулировать всех глав администрации – обращайтесь к местным бюджетам, пусть местные бюджеты выделяют средства и закрывайте то, что пообещал президент. Политически это неправильно. Поэтому главы всех администраций обращали внимание, что если исполнительная власть, президентская власть, народные депутаты берут на себя обязательства, соответственно они обеспечивают его ресурсом. Потому что нельзя из местного бюджета вытянуть на то, на что законом предусмотрены деньги из государственного бюджета. Если они (Полтавская ОГА) нашли какой-то способ выплатить, это вопрос законности этого способа и дальнейшей ответственности. Но я не готов утверждать, правильно или неправильно сделали в Полтаве, потому что не знаком с документами.