В Харькове сокращают чиновников: что означает большая чистка в ОГА?

Было больше 900 чиновников — останется 720.

Глава облгосадминистрации обещает уволить каждого пятого чиновника и сэкономить деньги на их содержание. При этом  вместо упраздненных управлений создают новые и обещают набрать туда людей.

В "белом доме" на Сумской работает больше 900 человек. Практически каждый новый глава облгосадминистрации пытался реформировать аппарат, но количество чиновников от этого почти не менялось. Вслед за своими предшественниками перетряхивать отделы и  департаменты взялся Алексей Кучер.

Сэкономят на бумаге

17 июня глава ХОГА распорядился упразднить семь структурных подразделений и создать вместо них шесть новых. Отныне не будет отдела обеспечения международной деятельности, зато будет отдел деловодства, отдел управление персоналом просто поменяет название на управление работы с персоналом, а сектор по вопросам выявления коррупции  выведут из состава аппарата в отдельное подразделение, которое будет напрямую подчиняться только главе облгосадминистрации. Благодаря таким пертурбациям у Кучера надеются сократить количество чиновников на 190 человек, останется всего 720 сотрудников.

"Пока что это — максимальное количество, а в будущем мы еще больше уменьшим администрацию. Экономию пока что не посчитали, но деньги будут сэкономлены однозначно в силу того, что на меньшее количество сотрудников  будет меньше бумаги тратиться, расходных материалов на картриджи, меньше нужно будет покупать компьютеров, ноутбуков и так далее", — рассказал KHARKIV Today руководитель аппарата ХОГА Владимир Клюцевский.

Владимир Клюцевский был назначен всего две недели назад, а до этого руководил аппаратом ОГА в Херсоне и там тоже занимался реформой структуры обладминистрации. 

Экономить за счет зарплат сотрудников в ХОГА пока не планируют, но собираются выровнять оклады в разных департаментах.

"Создадим независимое подразделение для распределения денег между структурными подразделениями и РГА — уничтожим ситуацию, при которой в одном структурном подразделении сотрудники получают зарплату в 20 тысяч гривен, а в другом — не больше 7 тысяч", — написал  Алексей Кучер.

Подобные преобразования идут не только в ХОГА, но и в других областях. Еще в 2016 году была создана стратегия оптимизации государственной службы, по которой предполагалось уволить 30% всех чиновников. А накануне президентских выборов прошлого года Петр Порошенко обещал в случае победы упразднить председателей администраций и создать институт префектов. Он не выиграл, но и Владимир Зеленский от этой идеи не отказался.

"На протяжении прошлого года Зеленский вносил, а потом отзывал проекты закона по изменению Конституции. Сейчас нет четких меседжей о том, как будет реформирована система государственной власти на местах. Непонятно, когда администрации будут преобразованы в офисы префектов — законопроект отозван", — рассказала KHARKIV Today политолог Юлия Биденко.

По ее словам, Украине не нужно 250 000 госслужащих, как сейчас, к тому же в ходе децентрализации органам местного самоуправления перейдет большая часть функций, так что сокращение аппаратов неизбежно — с префектами или без.

Скандалы и кадровая пустота

В структуре Харьковской облгосадминистрации есть проблемы поважнее, чем излишнее количество служащих или ненужные департаменты. В управлении по вопросам молодежи и спорта назревает коррупционный скандал. Бывшая сотрудница обвинила руководство  управления во взяточничестве.

"Уважаемый Алексей, обращаюсь к вам как к главе ОГА. Знаете ли Вы, что назначенная в результате конкурса новая начальник управления по делам молодежи и спорта ХОГА вместе с заместительницей планировали брать за победу в закупках 20% с победителей? А меня уволили. Так как я отказалась принимать участие", — написала бывшая чиновница Алена Олифиренко.

Разбираться в ситуации будет руководитель аппарата.

"Мы договорились встретиться в пятницу, это вопрос принципиальный. Я выясню, что там были за схемы, и если окажется, что она профессиональный человек, я возьму ее на работу.  Но я должен проверить информацию", — пообещал Клюцевский.

Вторая управленческая проблема Харьковской облгосадминистрации — дефицит нужных сотрудников при переизбытке прочих. В ХОГА недостает юрисконсультов,  в Департаменте экономики и международных отношений — 8 вакансий, в Департаменте науки и образования — не хватает четверых сотрудников, включая директора. Фактически обезглавлен Департамент по вопросам охраны здоровья, потому что назначенный на эту должность Вадим Иванников то был уволен, то восстановился, то пребывает на больничном. После увольнения Михаила Черняка губернатор остался без профильного зама по медицине и социалке — в разгар эпидемии коронавируса. Первый заместитель Виталий Погосян вернулся в банковскую сферу еще в апреле и с тех пор ему не нашли замену.

"Алексей Владимирович подбирает достойные кандидатуры. Топ-менеджеры будут, это будут люди современные с прогрессивными взглядами", — обещает  руководитель аппарата.

Если заместителей можно назначить без конкурса, то с рядовыми, но необходимыми специалистами могут быть проблемы. Во время чрезвычайной ситуации, которая связана с коронавирусом, нельзя проводить конкурсы на замещение должностей. Потому переизбыток чиновников рискует быстро превратиться в их дефицит, и гражданам придется тратить больше времени, чтобы решить какую-либо задачу, которая требует участия госслужащих. 

Автор: Елена Павленко