Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Доходный дом архитектора Бориса Покровского

Облик старого дома на площади Фейербаха, 19 портят отсутствие ремонта и современные пристройки.

Борис Семёнович Покровский относится к тем архитекторам Харькова, имя которых редко упоминается в краеведческой и научной литературе, и вряд ли его имя будет увековечено мемориальной доской или переулочком.

Александр Подъяков, Григорий Стрижевский, Александр Раков, Борис Иогансон, Захар Колодяжный, Александр Ткаченко, Андреа-Мориц Томсон — на долю этих архитекторов и инженеров выпали самые трудные времена, когда в Харькове началось активное строительство. Тем, кто находился на должности городового архитектора, приходилось проектировать не столько известные и весомые объекты в Харькове, а даже самые маленькие мещанские и крестьянские домишки. Большинство весомых и значительных государственных зданий, частных усадеб и особняков, которые они проектировали, были перестроены на рубеже XIX и XX столетий или уничтожены в годы Второй мировой войны. Именно поэтому имена этих архитекторов не так часто приходится слышать даже из уст тех, кто ценит харьковскую старину.

Борис Семенович Покровский (1836-1903), будучи по происхождению из потомственных дворян, в 1857 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров. В том же году он приступил к службе помощником харьковского городового архитектора, потом был городовым и губернским архитектором, а в конце 1871 года вышел в отставку в чине надворного советника.

Покинуть казенную службу Покровский решил по причине большого количества частных заказов. Каменными домами обзаводились чиновники и преподаватели учебных заведений, местное купечество и мещанство, город наполняли иностранные подданные с торговыми и промышленными интересами. Приезжие покупали дворовые места со старыми домами и перестраивали их или строили новые, Харьков расширялся во все стороны, постепенно начала застраиваться самая удобная, нагорная часть Харькова. И опытный архитектор пришелся очень кстати. 

На сегодняшний день известно уже более 60 каменных домов в Харькове, построенных по проектам Бориса Покровского. Он перестроил здание Духовного училища, спас Вознесенскую церковь, которую "спроектировал" по типовому проекту землемер Карпович, построил караимскую кенассу, Александро-Невскую часовню и торговые ряды на Сергиевской площади. Но наибольшее число проектов Бориса Покровского связано с частными жилыми домами. Из наиболее известных сегодня: дома купцов Контрольского и Буткова, дворян Колокольцовых на Екатеринославской, купчихи Лысиковой, дворян Бразолей на Сумской, дом дворян Назаровых на Рождественской улице, флигель Юлиана Борткевича по Вознесенской улице, особняк купца Григория Енуровского по Садово-Куликовской улице. 

Архитектор проживал с супругой Софией Петровной и детьми в своей усадьбе по Гимназической набережной № 6. По случаю в 1885 году ему достается покупкой дворовое место мещанки Марии Ивановны Голубовой на Вознесенской площади (Фейербаха) № 19. В 1887 году он строит каменный двухэтажный доходный дом на подвальном этаже, конечно, по своему собственному проекту. К тому времени ему уже трудно было конкурировать с молодыми архитекторами Харькова, вот и решил он воспользоваться новым источником доходов. 

Вознесенская площадь относилась к элитной части города, можно даже охарактеризовать его расхожей фразой "тихий центр". Рядом усадьбы известных горожан, губернаторский дом, почтово-телеграфная контора, 1-я полицейская и пожарная части, что было весомым плюсом в части безопасности. 

В доме Покровского было четыре квартиры, по две на каждом этаже, стоимость аренды была немалой, не менее 3000 рублей за каждую в год. И хотя позволить себе такое жилье могли весьма обеспеченные люди или крупные чиновники, проблем с ними было немало. Почти десять лет выдержал Борис Семенович издержки доходного бизнеса и в конце XIX столетия продал его жене инженера путей сообщения Жозефине Францевне Маевской. Она надстроила в доме еще один этаж и владела им до национализации большевиками в 1920 году. 

Сегодня бывший дом Бориса Покровского выглядит не очень: фасад давно не ремонтировали, подвальный этаж "украшен" разного рода навесами и входами, нелепый "современный" офис на первом этаже левого крыла изуродовал весь облик старого дома. 

Автор: Андрей Парамонов