Харьковчан приглашают на четыре выставки
На некоторые работы можно навести смартфон и увидеть новый слой реальности.
Отмечать 100 лет Харьковская государственная академия дизайна и искусств начала с четырех выставок плакатов триеннале экоплаката "4-й Блок". Одна из выставок "Худпром 100" напрямую связана с юбилеем академии — там работы как студентов-дебютантов, так и известных дизайнеров, чья профессиональная жизнь связана с академией. Эту экспозицию можно будет увидеть в пространствах с 1 по 4 этаж третьего корпуса до октября, когда академия официально будет праздновать 100 лет со дня основания.
Одновременно в академии открылись еще три выставки "4-го Блока": выставки работ членов жюри Триеннале, выставка студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" и мультимедийная выставка hell`o`world. Срок показа других трех выставок, как остальных экспозиций "4-го Блока", продлен до 30 мая, чтобы все желающие могли увидеть их после карантина.
"4-й блок" и академия уже 30 лет связаны сотнями человеческих и профессиональных отношений. Так основатель триеннале Олег Векленко был преподавателем академии (тогда — Харьковский художественно-промышленный институт), когда его в 1986 году призвали на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. С первой выставки "4-го Блока" в 1991 году академия принимала экспозиции триеннале, а студенты и преподаватели вуза были волонтерами проекта. Нынешний ректор академии Александр Соболев сам в 1990-е годы еще студентом волонтерил для "4-го Блока". Он помогал оформлять экспозиции, затем участвовал как конкурсант.
"Когда я был студентом, не было интернета, и к нам почти не доходила актуальная информация о современном дизайне. Поэтому "4-й блок" был для нас глотком нового, там можно было посмотреть, какие есть тренды в дизайне, какая появляется стилистика. Я даже впервые увидел, как выглядят, как одеваются звезды мирового дизайна, только потому, что они приезжали на Триеннале. Сегодня интернет есть у всех, но и "4-й Блок" стал бОльшим и до сих пор определяет тренды. Здесь можно посмотреть воочию, как дизайнеры со всего мира решают творческие задачи, какие используют метафоры, можно увидеть как рождается новая графическая речь, как все больше становится в нашей профессии мультимедиа, моушн-дизайна, интерактива", — пояснил ректор.
Примеры работ современных звезд дизайна можно увидеть в выставке жюри конкурса. А пример новых тенденций — выставка студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" в галерее академии HudpromLoft. Зрители могут рассматривать работы как традиционные произведения искусства и дизайна. А можно навести на плакат смартфон и увидеть новый слой реальности, где идея автора получает другие смыслы, объясняет куратор выставки, преподаватель академии Наталья Надьон.
"Интрига в этом и заключается: то, что вы видите собственными глазами, и то, что вы видите в дополненной реальности, может не совпадать. В целом, мультимедиа сегодня — на передовой дизайна, поэтому задачи здесь очень интересные, но и очень сложные. Я горжусь студентами, которые попытались дать ответы на самые сложные вопросы. И тематика нынешнего Триеннале — "Изменения", на мой взгляд, лучше всего проявляется в работах, которые движутся. Ведь именно в движении мы можем зафиксировать изменения, которые происходят с нами и миром", — рассказала она.
Другую интерактивную выставку hell`o`world можно увидеть в музее-лаборатории "4-го Блока", который открылся на 4 этаже третьего корпуса академии в 2019 году. Это, по словам заведующего кафедры "Мультимедийный дизайн", куратора выставки Михаила Опалева, иммерсивная и интерактивная инсталляция.
"В Чернобыле возник хаос: радиоактивность, взрыв реактора, множество мусора, сожжены радиацией и огнем леса. А искусство имеет свойство собирать то, что было хаосом, в структуру, идею, визуальный ряд. Мы попытались сделать это во взаимодействии со зрителем. Если зритель разместит руку над датчиками, плакаты будут кружиться в одну или другую сторону. А если убрать руку и отойти, то возвращается хаос. Это все сделано собственными силами, с минимальным использованием ресурсов. Покупали только два датчика. Но студенты сделали это, да еще и в сверхсложном языке программирования TouchDesigner. Они учатся делать из ничего то, что делают за большие бюджеты в Барселоне или Мюнхене", — сообщил он.
Влияние "4-го Блока" на студентов и преподавателей академии, и влияние обратное — одинаково полезны для всех, считает соучредитель Триеннале, профессор академии Олег Векленко. Он вспоминает несколько поколений студентов, которые воспитывались и росли на примерах работ, присланных на "4-й Блок" со всего мира. И ректором Александром Соболевым этот перечень волонтеров не ограничивается. Волонтерили на триеннале основатели одних из самых интересных и востребованных украинских дизайн-бюро.
"Это Татьяна Борузнова из студии 3Z, Мария Норазян и Илья Павлов, которые сейчас живут в Австрии и управляют собственной студией GRAFPROM (а Илья еще преподает в Институте дизайна и коммуникаций австрийского университета FH JOANNEUM), Ольга Северина, которая организовала нынешнюю выставку "4-го Блока" в Лос-Анджелесе и многие другие. На Триеннале они впервые сталкивались с дизайном такого уровня, видели вживую Карри Пита, Алекса Йордана. Я помню их квадратные от удивления глаза. Это очень мощный учебный и творческий импульс. В этом году у меня не было морального права приглашать студентов помогать нам, но они приходили сами, потому что хотят быть частью этого, для них "4-й Блок" уже имеет легендарный статус", — рассказал он.
Студент пятого курса академии Артур Осетров объясняет свое желание быть волонтером проекта просто.
"Я помогал с размещением плакатов, делал люверсы (металлические кольца в материале баннера). Это простая физическая работа. Но я смотрел все больше и больше хороших работ, и все лучше и лучше понимал, в каком направлении стоит развиваться, какие приемы сейчас используют дизайнеры в других странах", — пояснил он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковчанин победил в международной выставке экологического плаката
Выставки работ членов жюри Триеннале можно посмотреть в главном корпусе академии (корпус "Теремок", улица Искусств, 8). А выставку плакатов из конкурсной номинации Триеннале "Худпром 100", выставку студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" и мультимедийную выставку hell`o`world — в 3 корпусе (улица Искусств, 11).
Напомним, Триеннале эко-плаката «4-й Блок» в 1991 году вместе с друзьями-чернобыльцами и коллегами художниками основал Олег Векленко, который с тех пор — президент и арт-директор проекта. За тридцать лет существования триеннале в нем приняло участие более тысячи художников и художниц из 53 стран мира, которые в целом представили зрителям около 11 тысяч плакатов экологического и социального направления.