Топливный кризис в Харькове. Горожане охотятся за бензином и велосипедами

Водители стоят по три аса в очереди на заправку.

Три часа в очереди на заправке, пешком на работу или 80 гривен за проезд двух трамвайных остановок. Харьковчане остались без транспорта. Метро, автобусы и троллейбусы не ходят из-за войны, а бензин в городе — большая редкость.

В Украине не хватает топлива. После того, как россияне ракетными ударами разрушили Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и несколько хранилищ топлива, бензин возят из-за границы. В Харькове пытаются найти альтернативу исчезающему топливу.

Секретные заправки и электромобили

Бензин в Харькове есть, но он дорогой и за ним нужно охотиться. Как во времена дефицита, харьковчане передают друг другу секретные адреса заправок, где еще можно залить топливо в бак. Все подорожало: 95-й бензин можно найти и по 58 и даже по 72 гривны за литр. Главное — найти, потому что везет не всем. Очередь на заправку из 30-50 автомобилей считается небольшой.

Харьковчанка Людмила Семиволос во время войны выехала в Полтавскую область. Недавно она решила съездить в Харьков за вещами — и едва сумела вернуться назад. Выручил приятель, который поделился собственными запасами горючего.

"Одну заправку, где бензин был, я все-таки нашла на выезде из Полтавы. Но к ней тянулась очередь из 50+ машин (после 50 я просто сбилась со счета). В той очереди я провела незабываемые три часа. Движения почти не было, потому что работала только одна колонка из трех, а потом вообще началась воздушная тревога, во время которой клиентов не обслуживают. Приближался комендантский час, так что пришлось уехать ни с чем", — рассказала Людмила.

Другие горожане пересаживаются на электромобили. Водители замечают, что на станциях зарядки электромобилей уже тоже образуются очереди.

"Месяц назад я был здесь один" — написал харьковский волонтер Олесь Штефчук в Facebook под фото такой станции.

Подорожали и услуги такси, но незначительно, в среднем на 10-20%. Клиентов хватает, ведь в городе без общественного транспорта даже съездить за пенсией в другой район — непростая задача.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Две крупные сети АЗС ввели лимит на покупку бензина в Харькове

"Один раз возила своих пожилых соседей на такси за пенсией в другой район. Всего две трамвайные остановки, но они плохо ходят. Стоило это 80 гривен в одну сторону и еще 70 гривен за простой», — рассказала KHARKIV Today жительница Салтовки Марина Ткачева.

Немногочисленные пригородные перевозчики тоже подняли цены. До войны проезд из Высокого на Холодную гору стоил 140 гривен, сейчас за проезд просят 200.

Пешком на работу

Харьковчане, у которых автомобиля нет, ходят на работу пешком или ездят на велосипедах. Популярность двухколесного транспорта резко выросла. В соцсетях часто можно увидеть объявление: "Возьму в аренду или куплю велосипед".

Искать транспорт для своих сотрудников вынуждена была и хозяйка небольшой пиццерии на ХТЗ Валентина Даниленко. Чтобы попасть на работу, повара должны преодолевать по 10-30 километров в день.

"Нашли велосипеды через знакомых. К счастью, некоторые сотрудники живут недалеко от работы", — рассказала KHARKIV Today хозяйка пиццерии.

В такой же ситуации оказались медики психоневрологического диспансера на Салтовском шоссе. Одни ходят на работу пешком, другие ездят на велосипедах, третьи добираются попутным транспортом. Есть служебные автомобили, но их берегут на случай непредвиденных ситуаций.

"Исполняющий обязанности главврача сказал, что не может принять такое решение, потому что машины могут пострадать от обстрелов", — рассказала врач психоневрологического диспансера Ирина Гончарова.

К счастью, нашелся знакомый волонтер с автомобилем, который иногда подвозит медиков к пациентам.

Топливный дефицит в Кабмине обещают преодолеть в ближайшую неделю, но тот бензин, который идет через западную границу, все равно не удовлетворит растущий спрос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игорь Терехов рассказал, какой транспорт будет ходить в Харькове после войны

"Думаю, что в ближайшее время, как обещало Министерство экономики, ситуация исправится. Это не значит, что во время войны не может быть форс-мажоров", — пообещал премьер-министр Денис Шмыгаль.

Даже если топливо появится в избытке, это не решит транспортную проблему Харькова. По разным оценкам, в городе сейчас проживает от 400 тысяч до миллиона человек, у большинства нет личных автомобилей. Трамваи, троллейбусы и автобусы частично сгорели в депо после обстрелов. По словам городского головы Игоря Терехова, метро можно будет запустить только спустя два-три месяца после полного окончания боевых действий в городе. Пока, несмотря на успехи украинской армии на северном направлении, Харьков обстреливают.