"Сними кастрюлю с головы". Чем закончился языковой скандал в харьковском супермаркете

Охранника магазина уволили из-за отказа извиниться перед покупателями.

В супермаркете "МЕТРО" охранник кричал на покупателей и демонстративно отказывался перейти на украинский язык в общении. Неожиданно скандал получил широкую огласку. Видео, снятое посетительницей магазина, разлетелось пропагандистскими пабликами. Россияне начали атаковать в соцсетях харьковчанку, поднявшую вопрос о языковых правах.

Ежемесячно харьковчанка Марья Варва вместе с мужем ездит в супермаркет "МЕТРО" на проспекте Гагарина, чтобы закупить продукты питания. Но 13 сентября привычный визит в магазин закончился всеукраинским скандалом.

Кричал и пытался увести мужа

Видео, на котором охранник супермаркета по имени Дмитрий (это написано на его бейдже) убегает от Марьи, которая требует от него извинений, а он отказывается, вечером того же дня разлетелось соцсетями.

"Ви зобов'язані спілкуватися зі мною українською мовою, — настаивает жіенщина. — Ничего я не зобов'язаний, кастрюлю сними с головы, — на смеси русского и украинского языка отвечает охранник.

Первая часть конфликта в этом видео не видна. Марья утверждает, что начиналось все с обычного недоразумения у кассы самообслуживания. Они с мужем хотели заплатить за продукты, спросили у сотрудника супермаркета, могут ли они воспользоваться одной из касс и получили согласие. Но оказалось, что касса рассчитана только на определенное количество продуктов, между покупателями и продавцами возник спор. Сотрудники супермаркета потребовали от клиентов перейти на другую кассу, клиенты отказывались, ведь ранее им уже разрешили воспользоваться кассой.

"Далее пришел этот охранник, начал пренебрежительно и по-русски обращаться к моему мужу, на ты, типа — "Ты переходи на касу, ты сканируй". Собственно, с чего начался конфликт. Охранник начал повышать голос после того, как я попросила его перейти на украинский, как того требует закон. Дальше этот охранник кричал моему мужу "Давай отойдем", и пытался его куда-то вести", — рассказала Марья Kharkiv Today.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Омбудсмен призывает Харьков создать языковую программу

С этого момента она начала снимать на телефон. Охранник, увидев, что его снимают, пытался уйти с места конфликта. Извинений от него клиенты не дождались, но получили замечания по поводу кастрюли на голове. Это замечание оказалось триггером для Марьи, которая во время Революции Достоинства работала журналистом и освещала события на харьковском Майдане. "Кастрюлеголовыми" тогда пренебрежительно называли участников Революции Достоинства россияне — из-за самодельных шлемов, которые те должны были использовать во время столкновений с милицией.

В супермаркете Марья с мужем не стали вызывать полицию, потому что спешили к детям, которых оставили одних дома. В тот же вечер женщина написала пост в Facebook и выложила видео. Тогда она и не подозревала, что оно разойдется десятками пабликов в Украине, а также в России.

Шарий перепостил, "МЕТРО" извинились

В тот же вечер пост Варвы перепостили некоторые харьковские телеграмм-каналы, затем он попал на канал пророссийского канала "Политика страны", его перепостил российский блогер украинского происхождения и бывший пророссийский политик Анатолий Шарий, и, наконец, история стала известной в российском медиапространстве.

"Российский военкор Коц призвал подписчиков идти ко мне в комментарии и поддержать охранника", — рассказывает автор видео.

Всю ночь харьковчанку атаковали защитники русского языка по телефону и в соцсетях. На женщину посыпались обиды и проклятия, наконец она вынуждена была выключить телефон. В заключение кто-то из россиян или их симпатиков пожаловался на пост, и Facebook его заблокировал.

"Похоже, что вы использовали изречения, содержащие агрессию в отношении определенного человека", — так объяснили удаление поста администраторы соцсети.

Но к тому времени история получила большую огласку. В "МЕТРО" отреагировали немедленно и принесли извинения.

"Мы сразу же начали расследование этого инцидента. Мы уже прекратили сотрудничество с этим лицом, ведь подобное поведение и общение являются для нас абсолютно неприемлемыми. Также мы провели дополнительные разъяснения относительно коммуникаций с клиентами со всеми нашими сервисными провайдерами. Наша команда сделает все необходимое, чтобы предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем", — сообщили в пресс-службе торговой сети.

Охранник, конфликтовавший с покупателями, не является сотрудником супермаркета. Услугу охраны предоставляет фирма-подрядчик, представители которой связались с Марьей и сообщили, что уволили охранника. Марья Варва собирается написать заявление в полицию по статье 161 УКУ. Она считает, что в конфликте охранник Дмитрий совершил умышленные действия, направленные на разжигание национальной розни.

Нарушать закон о языке стали чаще

Во время полномасштабной войны количество обращений к уполномоченному по защите государственного языка возросло. Об этом сообщает платформа для работы с открытыми данными "Опендатабот". По данным исследования, за январь-май 2023 года зарегистрировано 1650 обращений. Это на 5% больше, чем за соответствующий период 2021 года и в 1,8 раза больше по сравнению с январем-маем 2022 года.

Чаще всего потребители жалуются на отсутствие украинской версии сайта в интернет-магазинах. Об этом идет речь почти в трети всех обращений. На втором месте как раз то, что спровоцировало конфликт Марьи Варвы с охранником, — отказ обслуживать покупателей или клиентов на украинском языке — 17% обращений. Их количество несколько снизилось, в 2021 году жалобы на русскоязычное обслуживание составили 24% обращений.

Харьковская область — в лидерах по количеству жалоб и уступает только Киеву.