Педагог из Харьковской области выиграл четверть миллиона гривен на учительскую мечту

Владислав Акименко преподает историю и географию в Лозовой.

Даже в условиях войны и онлайн обучения можно интересно преподавать школьные предметы. Это доказал учитель истории и географии Лозовского лицея №1 Владислав Акименко, попавший в ТОП-10 педагогов Украины по версии национальной премии Global Teacher Prize Ukraine.

В начале полномасштабного вторжения Владислав Акименко стал инициатором создания Лозовской школы онлайн, объединившей педагогов всего города, позже помогал детям, попавшим во временную оккупацию и ходившим в российские школы, психологически "вернуться" в Украину, а сейчас собирается устроить уроки истории на выезде для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Учителя с телевизора

Лозовая расположена на юге Харьковской области, недалеко от границы с Донетчиной. Весной 2022 года недалеко от города, всего в 60-70 километрах, шли бои, сама Лозовая страдала от ракетных ударов. Несмотря на это, образовательный процесс в городе не прерывался ни на день. Просто весенние каникулы перенесли на месяц, а уже с середины марта дети снова учились только онлайн, как и повсюду в Харьковской области.

В учителей уже был опыт преподавания через экран с весны 2020 года, но тогда этот процесс занял всего несколько месяцев. С началом полномасштабной войны все было иначе: многие учителя и ученики выехали из громады, в Лозовую начали съезжаться переселенцы из Донбасса и востока Харьковской области, дети постоянно отвлекались от учебного процесса из-за воздушных тревог. Были проблемы и с доступом к урокам.

"В начале полномасштабной войны не все дети были обеспечены качественными гаджетами, которые могли тянуть зум и другие онлайн-сервисы, были семьи переселенцев, где в семье был всего один телефон", — вспоминает Владислав Акименко.

В сельской местности учителя ходили домой к учащимся или наоборот принимали их у себя. Но Лозовая довольно большой город, поэтому к каждому ученику домой не придешь. Поэтому учителя решили объединиться и создать такую ​​онлайн-школу, которая будет доступна всем. На каникулах думали о концепции и учились, а уже с сентября 2022 года запустили первый сезон "Лозовской школы онлайн". Она выходила на YouTube, а также на местном телеканале "Вектор". В то время как раз начались длительные отключения электричества, так что дети, которые не могли быть на уроках из-за отсутствия интернета и света, проходили программу в то время, когда была такая возможность, а ученики, не имевшие соответствующих гаджетов, смотрели уроки по телевизору. Впоследствии они стали относиться к учителям, как к настоящим звездам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали лучшие харьковские школы в 2024 году по результатам НМТ

"Нас сначала было трое, первые уроки снимали и монтировали на смартфоне, потом освоили компьютерные программы. Боялись, что уроки не зайдут, но первый сезон показал, столь важно детям было видеть своих учителей, которых они знают из школы, на экране. Их встречали на улицах, узнавали и подходили обниматься даже дети из других классов и школ, незнакомые", — рассказал KHARKIV Today учитель истории.

За это время вышло 169 уроков, которые посмотрели почти 100 000 зрителей не только в Лозовой, но и в других регионах Украины и даже в ЕС, и это неудивительно, ведь там живет много переселенцев-школьников, которые не оставляют учебу по украинской программе. Впоследствии учителя заметили, что уроки смотрят не только школьники, но и их родители, поэтому создали специальный курс истории для взрослых — во Всеукраинской школе онлайн такого тоже нет. Сейчас учителя снимают четвертый сезон онлайн-школы и разрабатывают свой сайт, на котором будут собраны все уроки.

Секрет успешного обучения онлайн

При создании онлайн-школы в Лозовой Владислав Акименко вдохновлялся "Всеукраинской школой онлайн", но эти программы не идентичны. У лозовских педагогов есть онлайн-занятия для дошкольников средней и старшей группы, есть отдельно записанные движения и психологические минуты, а также уроки безопасности. Когда учителя составляли планы уроков, перед ними стояла задача не повторять школьную программу, а дополнять ее.

"Все занятия практикоориентированы и отрывают ребенка от экрана и дивана. Это не просто лекция, есть разные форматы. Они побуждают что-то делать руками, постоянно ставить видео на паузу и выполнять задания", — рассказывает Владислав Акименко.

Например, на занятиях по биологии учительница показывает, как вырастить цветок на подоконнике, и учащиеся в это время должны не просто сидеть и слушать, а повторять его действия. Также и на уроке украинского языка — школьники не только слушают, но и выполняют задания, собирают слова со слогов.

Владислав признает, что за время обучения онлайн учащиеся имеют образовательные потери, особенно часто жалуются на это его коллеги, которые преподают математику, но в таком формате остаются преимущества.

"Если посмотреть на онлайн как на возможность, то есть и плюсы: дети могут лучше планировать свой день и изучать материал в то время, когда им это удобно", — считает педагог.

Сейчас у лозовских школьников есть образовательное пространство в безопасном месте, где они бывают на живых уроках, в частности, истории, которую преподает Владислав Акименко. Но образовательные потери местных детей не сравнимы с теми, у кого есть школьники, которые побывали в оккупации и вынуждены были ходить в русские школы — говорит учитель. Летом этого года он ездил на Волынь, где в специальных реинтеграционных лагерях на волонтерских началах работал с учениками, которые на время попали под влияние российской пропаганды.

"Моя задача была — преодолеть все российские нарративы, все фейки, которым их учили", — говорит учитель.

Тем временем Владислав Акименко вышел в финал ежегодной премии Global Teacher Prize Ukraine, которую учредил общественный союз "Освіторія". Цель проекта — дать способным и инициативным учителям деньги на осуществление педагогических мечтаний. Владислав выиграл 250 тысяч гривен в номинации "Инклюзивность". Деньги планирует потратить на экскурсии.

"Я бы хотел сделать что-то не только материальное, а подарить детям эмоции. Большинство детей с особыми образовательными потребностями мало путешествуют, особенно в последние годы. Я мечтаю организовать для них специальное путешествие по Украине, чтобы они могли прикоснуться к живой истории, побывать в выдающихся местах. Для этого необходимо будет привлекать соответствующих специалистов, чтобы дети в их сопровождении могли поехать в далекое путешествие", — планирует Владислав.

Начать исторические поездки педагог планирует из Харьковской области. Говорит, у нас есть множество интересных исторических объектов, неизвестных широкой общественности, и мечтает показать их ученикам.