Мост спасения в Старом Салтове: когда планируют восстанавливать сооружение
Существует два варианта восстановления проезда: установка временного моста и восстановление старого. Разница почти в полмиллиарда гривен. Служба автодорог Харьковской области уже передала проект Харьковской областной военной администрации, ответа еще нет.
Старый Салтов был оккупирован 24 февраля, мост был разрушен в те же дни. ВСУ освободили поселок в мае. Но до сентябрьского контрнаступления поселок постоянно обстреливал с другого берега Печенежского водохранилища. Тихо здесь стало только тогда, когда россиян выгнали с востока Харьковской области на левый берег Оскола за Купянском.
Мост протяженностью 1,4 километра — это путь на деоккупированную Волчанщину. Но сейчас уничтожены многие пролеты моста, всего 160 метров дорожного покрытия. Альтернативный путь на тот берег — это дополнительные 100 километров в объезд через Шевченково, Великий Бурлук. Или машиной до разрушенного края моста, далее — почти 200 метров лодкой по водохранилищу, затем — снова собственным транспортом. Такая переправа людей работает в Старом Салте каждый день. Удобным или безопасным назвать этот путь нельзя.
Признают это и в ХОВА. На прошлой неделе, через два месяца после деоккупации, глава военной администрации Олег Синегубов впервые в публичной плоскости вспомнил о мосте в Старом Салтове.
"Волонтеры, экстренные службы не должны добираться по шесть часов или на лодках. Отдельно остановился по Старосалтовскому направлению: областная Служба автомобильных дорог в сжатые сроки должна наработать вопрос налаживания переправы", — такое сообщение появилось в официальном телеграмм-канале Синегубова.
В Службе автодорог были удивлены этой формулировкой, ведь на прошлой неделе разработали и передали аналитическую записку с данными, календарным планом, расчетами в ХОВА.
"Сто шестьдесят метров моста разрушены из общей протяженности 1,4 километра. Повреждения серьезные. Насколько нам удалось выяснить, мост был под мощными авиационными и артиллерийскими ударами. Он находится в пятом неработающем состоянии, мост сдвинут со своей оси", — рассказал KHARKIV Today начальник Службы автодорог в Харьковской области Андрей Алексеев.
С учетом степени разрушений дорожники разработали несколько вариантов возобновления проезда. Первый — восстановление существующего моста с заменой почти всех опор, но оставлением существующего фундамента. По словам Алексеева, специалисты, производившие обследование, крайне не рекомендуют делать покрытие на существующую конструкцию. Если с нового года начать работу, то стационарный мост будет готов ориентировочно 1 ноября 2023 года. Стоимость такого моста, по приблизительным расчетам, 300 миллионов гривен.
Второй вариант — это строительство временного моста рядом с существующим, а в дальнейшем строительство постоянного. По времени, говорит Алексеев, удастся выиграть только месяц, временный будет готов 1 октября 2023 года. Но его стоимость будет составлять ориентировочно 980 миллионов гривен, посчитали дорожники. Сумма слишком большая, потому что в Старом Салтове нельзя установить временное сооружение, как через Северский Донец в Изюме, которое передали партнеры Украины из Чехии. Поэтому вариантов только два: либо полноценный временный, либо сразу стационарный, существующий. Выбор — за ХОВА.
Чуть легче жителям Харьковщины, которые хотят добраться на берег Старого Салтова, станет уже на этой неделе: в Печенегах откроют временную переправу, объездная дорога сократится. Это будет тот же чешский мост, как в Изюме и Балаклее. До конца года, обещает Андрей Алексеев, в области возобновят еще 10 переправ. Всего в Харьковской области за время войны разрушены 30 переправ, из которых 14 уже работают.