Мнимая автономия. Почему ломаются новые харьковские троллейбусы?

Троллейбус на автономном ходу часто ломается.

Пятихатки очутились в транспортной блокаде. Новые троллейбусы с запасом автономного хода ломаются слишком часто. Как минимум раз в неделю жители отдаленного микрорайона вынуждены ходить пешком от Белгородского шоссе в центр или домой.

В апреле  на Пятихатки перестали ездить маршрутки. От станции метро "Госпром" в поселок запустили новые красивые троллейбусы № 50. В них были предусмотрены валидаторы для электронных проездных и запас автономного хода. Благодаря ему троллейбус на повороте с Сумской на Белгородское шоссе превращается в автобус  — иначе ему не доехать, ведь по Белгородскому шоссе не проложена троллейбусная контактная сеть. Проблемы начались с первых дней.

Пешком вдоль Лесопарка

Оказалось, что новые троллейбусы постоянно глохнут на половине пути. Из-за этого жители Пятихаток, которые работают в центре города, регулярно опаздывают на работу. Одной из таких пассажирок стала Ксения Нечипоренко. Первый инцидент случился 23 мая.

"Утро, стою на остановке. На конечной этот тарантас становится и все! Водитель звонит диспетчеру, говорит — не включаюсь, даже двери не закрываются. А следующий — через 20 минут. Все, опоздала. Был еще один раз, когда я полтора часа ждала на остановке, потому что на маршрут в тот день вышел один троллейбус, остальные поломались. Ехали домой мы час. Потому что он постоянно останавливался на 5 минут посреди маршрута, выключал все и ждал перезагрузки", — рассказала жительница Пятихаток KHARKIV Today.

Многим соседям Ксении повезло и того меньше: они вынуждены были пешком по лесу добираться домой от Белгородского шоссе  — чаще всего троллейбусы глохнут на середине маршрута.

Из-за того, что троллейбусы постоянно останавливаются посреди дороги, не соблюдается и расписание. В идеале, в будний день по утрам они должны ходить каждые 12 минут, поздно вечером и днем — каждые 15 минут, в выходные чуть больше. На деле выходит иначе. Жители поселка жалуются Игорю Терехову в соцсетях.

"Вечером из Пятихаток, остановка ул. Академическая не было троллейбуса с 18.20 до 19.30 (согласно расписанию 18.22, 18.43, 19.11, 19.35), он приехал в 19.30. Три рейса пропущено. Это как объяснить?", — возмущается Алексей Семенцов, житель Пятихаток.

Ответ на свой вопрос харьковчане пока не получили. Правда, в  последние дни жители Пятихаток отмечают, что троллейбусы стали ходить чуть чаще и ломаются чуть меньше. Ходят слухи, что на маршрут добавили несколько машин с Салтовки.

Аккумуляторы не прошли испытаний

Ради эксперимента мы решили покататься в троллейбусе из центра на Пятихатки и обратно. Этот транспорт производит приятное первое впечатление: он чистый, низкопольный, оборудован валидаторами, салон достаточно просторный для того, чтобы не в час пик все желающие уехать могли разместиться сидя и стоя. Остановки объявляются автоматически и на украинском языке, причем пассажирам сообщают не только название остановки, но и на какой транспорт здесь можно пересесть. 

Как и в обычных троллейбусах, половина пассажиров не надевают масок, проконтролировать это  некому — кондукторов здесь нет. 

Троллейбус едет очень медленно. Проходит 20 минут — а мы только подъезжаем к Центральному парку. Пассажиры рассказывают, что время на дорогу очень увеличилось. Маршрутками от конечной до конечной доезжали за 30-40 минут, а сейчас на дорогу уходит как минимум час.

Некоторые остановки троллейбус делает только по требованию. Для этого нужно нажать кнопку рядом с выходом. Возле автостанции "Лесная" происходит первый конфуз. 

"Кто-то выходит?, — кричит из кабинки водительница автобуса.

"Я же десять раз кнопку жал, что, теперь еще и кричать! Эх, где наши автобусы, блин!", — сердится пассажир.

На следующей остановке пожилую женщину, которая медленно выходила, прихлопнула автоматическая дверь.

"Надо готовиться к выходу заранее!", — предупреждает пассажиров водитель.

Несмотря на все перипетии, мы благополучно доехали до Пятихаток, троллейбус не сломался. Причину частых поломок удалось выяснить у одного из водителей, который не захотел представляться.

"Аккумуляторы не выдерживают. Особенно когда больше 25 градусов или дожди идут, и едешь по Белгородскому в горку. На других маршрутах проще, потому что там расстояние без троллея намного меньше, а здесь — половина маршрута. Не протестировали его нормально, пару раз выехали и все. Я с ужасом думаю о том, что будет зимой, на морозе батарея быстро садится", — рассказал водитель.

Жители поселка пишут в горсовет петиции с просьбой добавить троллейбусы на маршрут. Даже сейчас, когда больших поломок не было больше недели, транспорта не хватает. 

"Раньше, когда были автобусы, на маршрут выходило 9 машин. Теперь есть 7 троллейбусов. Даже если они не ломаются, все равно это меньше. Вместимость их меньше, потому что там место занимает валидатор, поручни и так далее. Не хватает транспорта", — говорит житель поселка Владимир Истомин.

В горсовете требование харьковчан пока игнорируют. Вместо этого решено продлить маршрут до площади Конституции.