Харьковские таксисты выходят на забастовку и требуют повысить стоимость поездок
Таксисты объявили о забастовке. Они требуют у крупных служб-агрегаторов повысить цены на 20-30%. Причиной стало подорожание топлива. Сейчас, говорят водители, сотрудничать со службами такси совсем не выгодно.
Предупредительную забастовку они решили провести 14 февраля, в День Валентина, когда люди чаще пользуются услугами такси.
Водители не вывозят
В этот день они отключат программу уведомлений от служб. Водители требуют от основных служб-агрегаторов — Bolt, Uklon, OnTaxi, 3040, 838, Любимое Такси — увеличить тариф за поездку на 20-30%. Они утверждают, что существующие расценки экономически не обоснованы, потому что подорожал и бензин, и запчасти, и обслуживание автомобилей.
"Если агрегаторы не пойдут нам на встречу — мы продолжим акцию до 20 февраля", — предупреждают таксисты.
Клиенты служб такси активно обсуждают вероятное повышение цен в соцсетях. Заявление таксистов они ожидаемо встретили в штыки.
"Тарифы будут как в Европе? Тогда вы, водилы, будете обязывать пассажиров пристегиваться, а не раздражаться, что приходится доставать с замка защелку-антипищалку, когда пассажир пристегивается", — возмутился в комментариях в одном из городских пабликов Игорь Зинченко.
"Доехать с Салтовки на Алексеевку — 150 гривен, а на газ тратят максимум 20", — вторит ему другой пассажир, Сергей Т.
С точки зрения водителей, которые получают заказы от служб-агрегаторов, их требования абсолютно оправданы. Три года назад KHARKIV Today писал об Александре Зигуле, который таксовал вместе с хвостатым напарником — котом по кличке Чай. Недавно Александр и Чай бросили дело — стало невыгодно.
"Не вывожу — работать надо много, половину отдаю на заправку, а остальная половина уходит на оплату аренды автомобиля. Четыре года назад я начинал работать, нас учили, что тариф должен быть примерно 10 гривен километр, прошли годы, топливо подорожало в 2,5 раза, а тариф остался примерно таким же", — рассказал водитель KHARKIV Today.
По его словам, популярные агрегаторы оставляют себе от 10 до 25% от стоимости заказа. 35% берет Bolt, тариф "Уклона" — примерно 17-19%. Остальное — это зарплата таксиста, расходы на топливо, ремонт машины и амортизация.
Нужен закон о такси
В службе такси "30-40" говорят, что изменения рынка, которые подтолкнули таксистов объявить забастовку, накапливались еще с 2014 года.
"В условиях стабильного рынка и курса валют усредненная цена километра поездки равна цене литра горючего. То есть восемь лет назад, при курсе восемь гривен за доллар, выполнив среднюю поездку в 10 километров и заработав 80 гривен, водитель мог заправить авто на 10 литров. Сегодня же, с учетом инфляции и подорожания топлива, за аналогичную поездку водитель сможет заправить авто не более чем на 3-4 литра. Цены, которые сегодня предлагают службы такси, отстают от объективно рыночных почти вдвое. Однако и повысить цену проезда в два раза операторы рынка не могут, поскольку это будет просто неадекватная финансовая нагрузка для потребителей", — заявил учредитель службы "30-40" Руслан Сайфулин.
По его словам, на настроения водителей могут повлиять операторы-новички, которые недавно зашли на рынок и демпингуют, то есть, искусственно занижают цены.
Профсоюз таксистов Украины к предстоящей забастовке отношения не имеет, говорит глава областного отделения профсоюза Сергей Старцев. Но вскоре возможна большая всеукраинская забастовка — все будет зависеть от того, что парламентарии напишут в законопроекте о рынке такси.
"Нам три месяца подряд обещают показать новый законопроект по такси, много слухов ходит, но текст нам для обсуждения пока не дают. Когда мы увидим текст, то в случае необходимости выйдем на общенациональную забастовку", — рассказал Старцев KHARKIV Today.
Законодатели пытаются урегулировать рынок перевозчиков с 2012 года. Последний законопроект, по словам Сергея Старцева, принимали под влиянием служб-агрегаторов, которые пытаются узакониться на украинском рынке. Предполагается, что перевозчики, которые сотрудничают со службами, будут как все частные предприниматели платить налоги.
"Пытаются как-то устаканить перевозчиков, чтобы они платили какой-то минимальный налог. У нас же есть желание сделать закон более правильным для рынка такси, ввести понятие перевозчика и понятие таксисты", — говорит представитель Профсоюза.
По его словам, понятие перевозчик и таксист необходимо разграничить. Ведь таксист — это тот, ко прошел специальное обучение, состоит на службе в таксопарке и подлежит контролю. Перевозчик — тот, кто заключил контракт со службой-агрегатором и работает сам по себе.
Что же касается стоимости поездки в такси, по мнению Сергея Старцева, она неизбежно подрастет, потому что общая инфляция и подорожание бензина сказываются на всех услугах.