Как стать дальнобойщицей? Из-за нехватки мужчин женщины овладевают новыми профессиями

"Сестры дорог" хотят привлечь к профессии как минимум 5 тысяч женщин водителей.

Украинские компании переживают нехватку кадров из-за войны. Тысячи мужчин вступили в ряды ВСУ, другие покинули рабочие места из-за страха мобилизации. Логистика — одна из отраслей, которая переживает глубокий кризис из-за нехватки персонала, ведь водитель в Украине — традиционно мужская профессия.

Ситуацию пытается изменить общественная организация "Сестры дорог". Активистки стремятся привлечь за руль тягача как минимум 5 тысяч женщин.

"Или женщины сядут на руль — или не будет сферы перевозок"

Сайты по трудоустройству пестрят объявлениями для водителей. Работников ищут и службы такси, и производственные и строительные компании, но больше всего кадров не хватает в сфере перевозок. Традиционно водителями грузовиков с правами категории С и СЕ в Украине работали мужчины. С началом полномасштабного вторжения многих из них мобилизовали.

"По данным Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры, у нас дефицит — 30% водителей. Если брать только грузовики, задействованные в международных перевозках — а это 50 тысяч машин — значит, в Украине не хватает 15 тысяч водителей", — рассказала KHARKIV Today, владелица харьковской логистической компании Светлана Стреляная.

Ситуация с кадрами ухудшилась в ноябре 2024 года, когда большинство перевозчиков потеряли статус критичности. Водители частично мобилизовались в армию, частично уволились с работы и скрываются от мобилизации. В компании Светланы с тех пор простаивают 10 тягачей, на другом логистическом предприятии из семи машин в рейсы ездит одна. Полностью решить проблему за счет мужчин тех возрастных категорий, которые не подлежат мобилизации, не удастся. Поколение, которому сейчас меньше 25 лет, достаточно малочисленно. Среди мужчин старше 60 лет далеко не все имеют крепкое здоровье, чтобы по 9 часов проводить за рулем и выдерживать многочасовые ожидания на границе. Уже были случаи, когда украинские дальнобойщики умирали на международных пунктах пропуска из-за сердечных заболеваний. Европейские страны часто привлекают мигрантов в те сферы, где не хватает рабочих рук, но для Украины это не выход из-за ситуации в сфере безопасности. Следовательно, остается только трудоустраивать женщин.

"Женщины — это наша сверхбольшая надежда. Либо женщины сядут на руль — или не будет сферы перевозок", — говорит Светлана Стреляная.

Чтобы привлечь женщин в профессию, Светлана и ее коллеги Ирина Мищенко и Елена Чернышова создали общественную организацию "Сестры дорог"

Нужны душевые на заправках

В сентябре прошлого года Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры открыло бесплатные курсы для подготовки водителей грузовиков с правами категории С и СЕ. Десятки женщин закончили обучение, но далеко не все они трудоустроились по новой специальности.

"Сестры дорог" решили исследовать, почему так произошло. Они провели глубинные опросы среди уже работающих на тягачах женщин и тех, которые получили права, но так и не стали дальнобойщиками. Оказалось, что одних знаний и навыков вождения недостаточно. Чтобы в область перевозок пришли женщины, государству и частным компаниям нужно менять дорожную инфраструктуру.

"В ЕС государства создают большие бесплатные паркинги, где можно и поесть, и помыться, и переночевать, а у нас этого нет. У нас эту функцию выполняют частные заправочные комплексы. Но там мы имеем исключительно одну душевую для мужчин и женщин и туалеты, которые не приспособлены для того, чтобы женщина там помыла и посушила волосы. Мы быстро не построим такую ​​инфраструктуру, поэтому нужно искать асимметричные решения", — говорит Светлана Стреляная.

Спрос создает предложение, поэтому некоторые АЗС уже начали создавать паркинги. В Глубочице на Житомирщине WOG строит "Дом дальнобойщика", где будут отдельные секции для мужчин и женщин с душевыми, туалетами, стиралками и сушилками. Но такая парковка пока будет одна. Сейчас "Сестры дорог" ведут переговоры с другими АЗС, чтобы минимальными деньгами в существующих условиях организовать для женщин достойные условия для пребывания.

Посадить за руль 5 тысяч женщин

Пока женщины-дальнобойщицы — скорее исключение, чем правило, но уже есть профессионалы, на которых будущие участницы объединения "Сестры дорог" могут равняться. Одна из них — 24-летняя Татьяна Гергель из Закарпатья. В профессию ее привел мужчина, тоже дальнобойщик. Сейчас, когда он не может ездить за границу, Татьяна села за руль, чтобы семья не потеряла доход. Таня — наследственная дальнобойщица, ее папа тоже был водителем, а сын Миша поехал в первый рейс с родителями в свои 8 месяцев. Парные экипажи, в которых работают вместе супруги, или папа и дочь встречаются все чаще.

Другая участника объединения стала мамой в 15 лет. Тогда вся семья считала, что ничего хорошего из девушки не получится. Но она выучилась на водителя грузовика и сейчас имеет хороший заработок, чтобы содержать 9-летнего сына. Постепенно приходят в профессию и новые девочки, получившие права во время полномасштабного вторжения.

"Карина из Мерефы должна прийти к нам доучиться, я уж очень ее жду. У нее есть дети, но ее муж-айтишник работает дома, и они договорились с ним, что она на две недели будет ехать, а он будет дома с детьми. Сейчас я мечтаю собрать этих девушек, как жемчужинку к жемчужинке в ожерелье, но для этого нужно сообщество для этих женщин, чтобы их поддерживать", — мечтает организатор "Сестер дороги".

Цель организации — сделать так, чтобы женщины составляли хотя бы 10% всех водителей-дальнобойщиков — это примерно 5 000.