Имена Харькова. Лесь Курбас — бог театра и умный Арлекин

Имя Леся Курбаса для украинского театра тождественно имени Ивана Франко для литературы. Человек блестящего образования и безграничного таланта, он основал некоторые новации на сцене первым не только в Украине, но и в мире. Режиссер прожил в Харькове всего восемь лет из своих 50, но именно здесь поставил свои выдающиеся пьесы.

Как и большинство героев "Расстрелянного Возрождения", Лесь Курбас был человеком многих талантов: актер и режиссер театра и кино, публицист, переводчик, драматург. В Харькове он вместе с драматургом Николаем Кулишем создаст один из лучших авангардных театров Европы того времени — "Березіль".

Что это за улица?

Тихий центр, Загоспромье — относительно новый, хоть и исторический район Харькова. К середине 1920-х годов это была окрестность Харькова, но строительство Госпрома в 1925-1928 годах дало старт развитию нового квартала. Харьков только недавно стал столицей УССР, поэтому в город приехало немало чиновников, рабочих и творческих людей, и все они должны были где-то жить. Поэтому на пустыре, простиравшегося от Сумской в ​​районе Дворца бракосочетаний и до нынешней улицы Курбаса, начали быстро расти преимущественно пятиэтажные жилые дома — сейчас их называют "сталинки".

Сначала все улицы назывались кольцевыми и радиальными — именно так велась застройка. Чуть позже им стали давать названия в соответствии с находившимися там домами, например, улица Красных швейников, нынешняя Чичибабина. Улица же Ромена Роллана — как раньше называлась улица Курбаса — в отличие от соседних улиц не была знаменита никакими интересными архитектурными проектами времен раннего конструктивизма. Свое первое название она получила в 1930-е годы — в честь неоднократно бывавшего в Советском Союзе французского писателя, великого поклонника СССР и Сталина.

Лесь Курбас во время своего проживания в Харькове занимал квартиру Дома "Слово" неподалеку, на улице Культуры, так что вполне логичным решением было назвать в его честь одну из улиц Задержпромья, где он наверняка часто гулял. Но с этим возникли сложности: улица Леся Курбаса в Харькове уже была. Небольшая одноэтажная улочка находилась на Шишковке и совсем не соответствовала масштабу личности гениального режиссера. Усилиями Топонимической группы ее переименовали в Кролевецкую — в честь города в Сумской области. А имя Леся Курбаса заняло достойное место на карте центральной части Харькова.

Перешел через Збруч

В отличие от большинства талантливых соседей по Дому "Слово", Лесь Курбас приехал в Харьков уже зрелым и известным человеком. Он также был единственным среди художников "Расстрелянного Возрождения" галичанином.

Александр-Зенон — такое полное имя режиссера — с детства выступал на сцене вместе с родителями, актерами странствующего галицкого театра. Мать мечтала видеть сына уважаемым человеком, поэтому на деньги своих родственников в 1907 году отправила юного Леся в Вену учиться на философском факультете. Но юного галичанина чаще видели в партерах театров, чем в университетских аудиториях — уже тогда он грезил театром, а в Вене можно было приобщиться к передовым идеям того времени. Через год умирает отец Леся Курбаса, поэтому он вынужден был вернуться во Львов и продолжить учебу в местном университете. Но получить образование так и не суждено было, его отчислили за участие в студенческих беспорядках. Лесь вернулся к тому, что хорошо знал с детства — к сцене. А самообразованием Курбас занимался всю жизнь — его знакомые неоднократно называли его человеком энциклопедических знаний.

Он некоторое время выступал в театре Хоткевича, а в 1915 году основал свой собственный в Тернополе. В следующем году уже небезызвестный Лесь Курбас получает приглашение присоединиться к знаменитому театру Николая Садовского в Киеве. Задача была не из простых — Тернополь и Киев находились в разных воевавших между собой империях. Наконец Лесь перешел через узкую реку Збруч, чтобы никогда больше не вернуться на Галицию. В то время Киев по сравнению с провинциальными галицкими городами казался театральной Меккой, поэтому молодой красавец — а в юности Лесь Курбас был очень красивым мужчиной — успешно играет на столичной сцене, но не довольствуется этим и в том же году создает актерскую студию, которая впоследствии переросла в "Молодой театр".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Михайль Семенко — король скандалов и эпатажа

Лесь Курбас мечтал влить в старые меха классического театра молодое вино модерна. Он вместе со своими актерами придумывает совершенно новую сценографию для классических пьес, идущих на сцене "Молодого театра". Это был первый современный театр Украины. Сначала художники не имели никакого финансирования, декорации создавали из того, что имели дома. Но Курбас впервые начинает воплощать идеи, которые позже расцветут в "Березоле". Он считал, что актер должен быть эдаким "умным Арлекином", сочетая интеллект и физическое совершенство. Тот театр просуществовал всего два года — в Киеве одна за другой сменялись власти, в конце концов город захватили большевики. Есть было нечего, так что остатки "Молодого театра" во главе с Курбасом путешествовали в составе красноармейского отряда по Киевщине.

"Були такі, що плакали за нами. Були такі, що тільки наші вистави зробили їх свідомими українцями", — записал режиссер после представления в Умани.

К тому времени Курбас уже был женат. В 1919 году он обвенчался в Андреевской церкви с юной россиянкой Валентиной Чистяковой, которая вместе с отцом, солистом Большого театра, сбежала из революционной Москвы. Она была младше Леся на 13 лет и готовилась стать балериной и совсем не говорила по-украински. Но уже через несколько месяцев благодаря мужчине полностью овладела языком и играла главные роли в его театре.

Галицкий гений на Слобожанщине

В 1922 году жизнь постепенно налаживается, артисты возвращаются с красноармейских заработков в Киев, где основывают новый театр — "Березиль". Вскоре это было целое художественное объединение: под названием "Березиль" работали не менее 6 актерских студий, были режиссерские лаборатории, издавался журнал, работал мюзик-холл.

Это был новый синтетический театр: на сцене сочетались музыка и свет, а на экране во время представления демонстрировались кинематографические эпизоды. Впервые в истории мирового театра Курбас начал анализировать зрительские впечатления: зрителям перед спектаклем раздавали своеобразную анкету, там они могли написать, что понравилось, что нет, а после этого на основе предпочтений театралов в спектакли вносили коррективы — фактически зрители становились соавторами действа. До Леся Курбаса такого не делал никто.

"Театр має бути національним за суттю та європейським за формою", —говорит Курбас.

Березольцы все время обучались. Кроме привычных для актеров предметов — танцев, фехтования, гимнастики — Курбас заставлял подопечных изучать философию и теорию относительности Эйнштейна, творил "умных Арлекинов".

В 1926 году театр переводят в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Сначала горожане очень настороженно относятся к художественным проделкам "березольцев". Современники будут вспоминать, что в первые месяцы зрительный зал был пустым — харьковчане к экспериментам не привыкли. Но именно в Харькове "Березиль" достигнет настоящего расцвета, ведь Лесь Курбас начинает сотрудничать с драматургом Николаем Кулишем. Их "Народный Малахий" и "Мина Мазайло" — это не только экспериментальный, но и интеллектуальный театр, мастерство тонкой иронии. Уже ощущается разочарование Курбаса в советских идеалах.

Конец придет в 1933 году. Уже начались аресты в Доме "Слово", застрелился Николай Хвылевой, на улицах Харькова умирают голодные люди из окрестных сел. "Березиль" ставит мрачную кулишевую пьесу "Маклена Граса" — украинские трагические реалии показаны из-за происходящего в современной Польше действия, где царит экономический кризис. Но таких "жирных" намеков режиссеру уже не простили — вскоре после премьеры спектакль запретили, Леся Курбаса арестовали за буржуазный национализм и подготовку покушения на Павла Постышева, театр распустили. Через два года он возродится уже как театр им. Т. Г. Шевченко. А Лесь Курбас будет тем временем жить в Соловецком лагере, даже будет пытаться и там, в бесчеловечных условиях, организовать театр среди таких же, как и он сам, "буржуазных националистов".

Решением отдельной тройки 9 октября 1937 г. особая тройка Управления НКВД Ленинградской области РСФСР приговорила одним списком к смерти 1825 человек, которые содержались в Соловецком лагере, в том числе Курбаса и Кулиша. Есть легенда о том, что их убили одной пулей, чтобы сэкономить.

Вдова Леся Курбаса Валентина Чистякова жила в Харькове и играла в театре Шевченко до самой смерти в 1984 году. Лишь в 1961-м ей прислали похоронку, там значилось, что ее муж умер в 1942 году. О массовых расстрелах в урочище Сандармох стало известно только в 90-х годах благодаря расследованию российского общества "Мемориал". Землю с предполагаемого места захоронения Леся Курбаса привезли в Харьков и высыпали на могилу Валентины Чистяковой на 13-м кладбище.

Семь интересных фактов о Лесе Курбасе

1. Знал восемь языков и сам переводил на украинский некоторые пьесы для своих театров, в частности, Шекспира.

2. Жил с пулей в сердце. В 26 лет Лесь Курбас влюбился в партнершу по сцене Екатерину Рубчакову. Она была замужем за его другом, поэтому Лесь решил покончить жизнь самоубийством и выстрелил в себя. Врачи спасли артиста, но пулю вытащить было невозможно.

3. Снял три киноленты: "Вендета", "Макдональд" и "Арсенальцы".

4. При жизни основал шесть театров.

5. В отличие от большинства деятелей искусства того времени почти не употреблял алкоголь. Изредка пил только белое вино, заедая его жареным миндалем.

6. В 1925 году первый в Советском Союзе получил театральную медаль Парижа.

7. В саду Шевченко в Харькове в 2019 году установили скульптуру авторства Александра Ридного "Человек-невидимка и Лесь Курбас".