Бургеры, объятия, поезда на переменах. Как харьковские дети учатся в метрошколе

Дети впервые сели за парты в классах подземки.

Четвертого сентября в Харькове, единственном украинском городе, дети сели за парты в "подземных классах". В городе пытаются таким образом удержать первоклашек, чтобы их родители не уезжали.

Такого опыта не было ни у одного города Украины. В первые недели полномасштабного вторжения подземка стала убежищем для тысяч харьковских семей, теперь — единственной возможностью для офлайн-обучения тысячи школьников. Именно столько родителей вызвались отдать детей в метрошколу.

Смелые родители и учителя

Шум, смех, рожицы, фруктовый сок, мягкие игрушки на партах, блоки Lego duplo — обычный перерыв учащихся в любой украинской школе. Для первоклашек харьковского лицея №5, впервые приведенных в метро, все происходит впервые и естественно. Вот учительница Елена Васильевна берет звонок в руки и "кричит" на третий, последний на сегодня урок. Все ее дети красиво одеты, это не школьная форма, но праздничные рубашки, бабочки у ребят, бантики у девочек. У каждого ученика — бейджик с именем для более быстрого знакомства, а на оборотной стороне — имена учителя, тьютора и их контактные телефоны (на случай, если потеряются).

"Я понимаю, что мы уже все устали, но мы уже "взрослые", давайте немного соберемся и порисуем", — так первая учительница пытается собрать в кучку своих первоклашек.

Их в ее первом метро-классе 24. Опытный педагог быстро возвращает к себе внимание шестилеток. Тьютор, ее помощник, раздает каждому ученику на парту раскраску. Дети должны карандашами "заполнить" рюкзачок. Кто-то рисует школьные принадлежности, а кто-то — украинский трезубец. Вот мальчик выводит аккуратно карандашом на листе "Мы из Украины", и учительница радуется: рука у ребенка уже поставлена, он умеет писать.

В этом первом учатся двое пятилетних братьев-близнецов. Их родители не уезжали из города, живут рядом, поэтому захотели, чтобы Лев и Марк ходили в школу в метро. Ребята любили посещать детский сад, но в последний раз были там 23 февраля 2022 года.

"Ребятам скоро исполнится по шесть лет. Нам создали хорошие условия, я не волнуюсь за них на уроках. Мы рядом живем, нам удобно. С вечера пересмотрели рюкзаки, рисовали, ответственно, с радостью пошли в первый класс", — рассказывает мама близнецов. Яна Калиновская.

Директор пятого лицея стоит рядом с кабинетом. Она переживает за первый день в метро, но в своих педагогах уверена и надеется, что следующий учебный год начнется в классах лицея.

"Я в восторге. Для меня это очень трогательно. Мы всегда ждем детей в школе, но ситуация безопасности не позволяет. Теперь мы рады, что дети могут учиться не только через экран. Приблизительно треть детей уехала, но они хотят вернуться. Образовательные потери есть, конечно, но мы все наверстаем. Это супер-идея, спасибо за эту возможность. И от родителей хочу передать благодарность. Мы ни одного ребенка не уговаривали. Я склоняю голову перед учителями. Они могут работать в любых условиях", — сказала руководитель учебного заведения.

Без единой слезинки

В соседнем первом классе гимнастика. Дети стоят между партами, смотрят то на учительницу, то на экран, где звучит оживленная мелодия, повторяют движения. По их лицам не сказать, что первоклашки устали к третьему уроку. Кажется, кто-то уже нашел себе приятелей, девочки друг другу показывают наклейки, которые в конце рабочего дня раздает в качестве вознаграждения учитель. А Даниил позирует со своим первым документом, удостоверением первоклассника. Сегодня он собственноручно его разукрасил и унесет домой, показывать родителям. Он осторожно складывает его в рюкзак — так, будто все это происходит в обычных условиях, в обычной харьковской школе.

Пожалуй, больше всего необычно учителям, которые согласились работать в метрошколе. Чиновники от мэрии уверяют, что все педагоги вызвались сами.

"Учителя здесь лучшие, те, кто вызвались сами. Смелые, умные, творческие. Их никто не принуждал", — говорит директор департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.

Учитель первой смены, отработав, оставит кабинет в подземке своему коллеге из второй смены. Рабочее место у педагогов маленькое, на столе, как обычно первого сентября, цветы. Под рукой нет привычных дидактических материалов: их просто некуда складывать, классы в метро очень маленькие. Но главное, говорят педагоги, что на них снова смотрят детские глазки — не через экран. Потихоньку учителя обнимают малышей, когда хотят ободрить или сказать теплое слово. Так было во время учебы до полномасштабной войны.

"Ничем не отличается учеба в метро. Я вижу детей, их глаза. Они себя чувствуют, как рыбы в воде. Раскрепощенные, спрашивают все, что хотят. Дети уже познакомились, ни единой слезинки у нас не было. Они мне уже как родные", — говорит учительница первоклашек Елена Васильевна.

В других классах сегодня знакомились, повторяли плоские геометрические фигуры, числа первого десятка, рассматривали национальные символы Украины. Все классы в метро учатся по программе Новой украинской школы. В кабинетах, которые быстро готовили к обучению, со стен смотрят корифеи украинской литературы — Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка.

"Мы сегодня учили фигуры. А еще дружили, а еще нас кормили бургерами!", — говорит, выкрикивая, первоклашек Давид.

И действительно, на многих партах остались одинаковые картонные ланч-боксы, у которых был бургер. Но не такой, как в заведениях быстрого питания, а более детская версия. На большой перемене дети успели "подкрепиться", а на малой прилипали к окнам, выходящим на платформу станции. В сопровождении учительницы первоклашки встречали и провожали взглядом поезда. Кстати, в классах дискомфорта от метрополитена нет: ни шума от поездов, ни вибрации.

По окончании трех уроков — это максимум для шестилеток, дети собираются в зоне отдыха. Она очень маленькая по сравнению с привычной школьной. Здесь 10-минутку проводит психолог. Ее задача — узнать, все ли прошло легко. После этого дети выстраиваются за руки. Их первый учебный день завершен.

С перехода детей выводят минуя станции метро "Университет". Буквально на пороге некоторых детей встречают родители, других метро-школьников ждут автобусы. Они их довезут в родную школу, а завтра снова заберут в 08:30, как в самой обычной школьной жизни.

ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ИДЕИ МЕТРОШКОЛЫ

В начале лета в Харькове заговорили о возобновлении обучения в смешанном формате. В школах проводили опрос среди родителей о возвращении в классы. В горсовете планировали вывести детей в школы, оборудованные примитивными укрытиями. Но Совет обороны Харьковщины разрешил начинать учебный процесс только в школах, где есть укрытияа по нормам ДБН. Ни в одной харьковской школе такого нет.

В середине июля Харьковский городской голова Игорь Терехов сказал, что рассматривает возможность обучения детей младшей школы в метрополитене. В августе опросы отнорсительно метро проводили во многих школах, но есть такие, где подобных вопросов не задавали. Наконец в 61 класс для учебы в метро набрали более 1000 детей. Большинство, 23 класса, — это первоклассники. Уже первого сентября сформировался небольшой 11-й класс, обучающийся на станции метро "Победа". Формирование классов продолжается, ведь в метрополитене есть  еще несколько помещений, где могут разместить классы.