Большие деньги: как новые штрафы за нарушение ПДД повлияют на харьковских водителей и пешеходов
Штраф за непристегнутый ремень безопасности вырос в 10 раз, а за проезд на красный — всего на 35 гривен. KHARKIV Today вместе с экспертами разбирался в достоинствах и недостатках новой системы штрафов для нарушителей правил дорожного движения.
17 марта в Украине выросли штрафы за нарушение правил дорожного движения. Отныне поездка на желтый сигнал светофора или переход дороги в неположенном месте может пробить существенную брешь в семейном бюджете. Несмотря на это, автомобильные эксперты уверены, что большие штрафы не помогут снизить аварийность.
Без ремня штрафуют чаще
Наказания за нарушение ПДД выросли очень неравномерно. Некоторые штрафы практически не изменились. Нарушения правил обгона, езда на запрещающий знак светофора обойдется водителю ненамного дороже, чем до 17 марта. Также незначительно выросли штрафы за превышение скорости до 50 км/час и разговор по мобильному телефону за рулем, а наказание для тех, кто забыл дома водительское удостоверение, не изменилось вовсе (см. таблицу).
Некоторые штрафы выросли в разы. В десять раз больше обойдется езда без шлема для мотоциклиста или без ремня безопасности для автомобилиста. Юрист и автоэксперт Денис Журавель одобряет нововведения, хотя и сам был в числе водителей, которые первыми попали на увеличенные штрафы.
"Я ехал из Коротича, где живу, в сторону Харькова. На светофоре загорелся желтый. Я смотрю — никого нет, поехал. Останавливают меня сразу, все вежливо, так и так. Там же на месте заплатил штраф 510 гривен через терминал. Патрульные говорят, что чаще всего после введения новых штрафов останавливают тех, кто едет без пристегнутого ремня безопасности", — рассказал KHARKIV Today Денис Журавель.
Для пешеходов отныне недешево перебегать дорогу на красный. Для них штрафы тоже выросли в 10 раз.
"Пешеходов штрафуем довольно часто, бывают дни, когда выписывают по 50 штрафов. Чаще всего — за переход в неположенном месте и переход на красный сигнал светофора", — сообщил KHARKIV Today пресс-секретарь Патрульной полиции в Харьковской области Дмитрий Гайдук.
По его словам, новые штрафы не были неожиданностью для нарушителей, потому что законопроект об их повышении обсуждали несколько месяцев.
Нет неотвратимости наказания
В полиции надеются, что благодаря новым штрафам количество смертельных ДТП через год сократится на 10-15%. В 2020 году на украинских дорогах погибли 3 554 человека.
Автоэксперты поддерживают ужесточение штрафов, особенно в той части, которая касается вождения в нетрезвом виде и без прав. Но сомневаются в том, что штрафы повлияют на аварийность.
"На аварийность это никак не повлияет. Мы ничем не отличаемся от других стран, а ни в одной стране мира ужесточение санкций не давало результата. Вопрос безопасности — вопрос комплексный, а у нас, во-первых, не работает принцип неотвратимости наказания, во-вторых, для патрульной полиции сфера дорожного движения второстепенна. Например, если они едут на ДТП и поступает вызов о каком-то криминальном происшествии, естественно, они развернутся и поедут туда", — полагает эксперт по вопросам дорожной безопасности Владимир Караваев.
Денис Журавель говорит, что пока не заметил влияния новых штрафов на манеру вождения харьковских автомобилистов: для одних новые суммы невелики, другие и так ездят по правилам, третьи надеются, что не попадутся полицейским.
"Повлиять на количество аварий могут не столько штрафы, сколько неотвратимость наказания, а также усиленный контроль над теми, кого лишили права управлять автомобилем, чтобы они не садились за руль уже без прав. Полицейские редко останавливают водителей, поэтому такой человек без прав может и год отъездить прежде, чем об этом станет известно", — считает Журавель.
Отсутствие автофиксации скорости — еще одно препятствие на пути к порядку на дорогах. Хоть штрафы за быструю езду и выросли, полицейские зачастую не могут определить, с какой скоростью едет автомобиль. Сейчас радары TruCAM используют всего на пяти участках в Харьковской области.
В Киеве в июне 2020 года поставили камеры фиксации автодвижения. По данным полиции, спустя полгода на тех участках дороги, где стоят камеры, аварийность снизилась втрое.
Автор: Елена Павленко