Билетов нет. Почему из Харькова так сложно добраться на запад Украины

Купить билет на львовские поезда можно только за 15-17 дней до поездки.

Поездов в западном направлении стало меньше, чем до большой войны, а спрос на них увеличился. Харьковчане не могут свободно поехать во Львов, Ужгород и Ивано-Франковск — в кассах нет билетов на эти направления.

Ранее похожая ситуация сложилась на рынке международных перевозок. "Укрзалізниця" вынуждена была менять схемы продажи билетов, чтобы дать пассажирам хоть какой-то шанс доехать в Польшу. 

Два билета на один поезд

Все дороги из Харькова сейчас ведут на запад. Мужчины, оставшиеся работать в городе, едут туда навестить свои эвакуированные семьи, военные со всей страны едут в отпуск, бизнесмены — по делам, потому что многие предприятия и фирмы релоцировались. Поездов, между тем, стало намного меньше, чем было до 24 февраля.

Регулярных маршрутов - четыре: Харьков — Львов, Харьков — Ужгород, Харьков — Ивано-Франковск и Харьков — Ясиня. Например, на 14 августа остались только люксовые вагоны, где билет стоит более 2000 гривен, на 20-е августа оставался только один плацкартный билет. 

Проблема железнодорожного сообщения между Харьковом и западными городами обострялась каждое лето еще до полномасштабной войны. Уже тогда харьковчане придумывали различные схемы, чтобы добраться до Галичины.

"Мы лет 15 подряд ездили во Львов на фестиваль фламенко каждый июль. Билеты можно было купить только в первый день продажи и только плацкарт. Купе — только через "Сервисный центр", то есть, ты доплачиваешь. Был еще такой способ: если взять Харьков — Львов невозможно, то можно было купить Чугуев — Львов или Песочин —Львов", — вспоминает харьковчанка Маша Бахтигозина.

Сейчас пассажиры придумывают новые схемы, чтобы все же добраться до места назначения. 

"У меня была ситуация, когда не было билетов во Львов из Харькова, но были из Полтавы, а в другом вагоне — из Полтавы до Львова, поэтому я взял два, в плацкарт в Полтаву и в купе из Полтавы во Львов, а в Полтаве просто перешел из одного вагона в другой", — делится опытом Борис Мартынюк.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из Харькова в Киев будет ходить ночной скоростной поезд

Самый простой способ сейчас добраться по железной дороге до западных границ — скоростные поезда "Интерсити". Билеты на них есть всегда, причем, если сравнивать с ценами на купейные вагоны, то два билета на два "Интерсити" выйдут дешевле. Например, пассажирский билет второго класса из Харькова в Киев обойдется в 480 грн, а из Киева во Львов — в 362 грн. В то же время за купейное место от Харькова до Львова придется заплатить более 1000 гривен.

Еще один лайфхак: попробовать купить билет за 20 дней до поездки ровно в 8 утра, когда только открывается предпродажа.

Как боролись с перекупщиками?

Недавно такая же ситуация была и с поездами международного сообщения — в Хелм и Перемышль нельзя было достать билет ни из Харькова, ни из Киева. Зато сайты типа OLX пестрели объявлениями вроде: "Помогаем найти билеты, которых нет в кассе". Есть такие объявления и сейчас.

"Вы даете нам дату поездки, тип вагона, фамилию, имена пассажиров, а если вы едете за границу — то латиницей, а также номер телефона. В 99% случаев мы выполняем заявку", — сообщили KHARKIV Today в одном из таких агентств, куда мы обратились за помощью. Переплата при условии покупки составила бы 300 гривен за билет. 

На билетный бизнес переориентировались турагентства, которые после начала полномасштабного вторжения остались без работы.

"В день открытия продаж билетов на дефицитные направления перекупщики атакуют сайт "Укрзалізниці" многими ботами, поэтому быстрее обычных пассажиров выкупают места. Далее перекупщики продают билеты заказчику, с которым договариваются заранее. Также мошенники постоянно мониторят возврат билетов другими пассажирами и сразу их разбирают", — рассказали о такой схеме в пресс-службе "Укрзалізниці".

Не исключено, что перекупщики находятся в определенном сговоре с работниками касс, поскольку, например, с 26 июля билеты на международные поезда из Харькова можно купить только онлайн, а вот вернуть — только через кассы. 

KHARKIV Today обратился в пресс-службу "Укрзалізниці" с запросом о том, действительно ли дефицит билетов в западном направлении связан с мошенническими действиями. Ответ обещали дать в ближайшее время.