20 декабря, 2019 - 17:03

Прогулки с Андреем Парамоновым. Дом Николая фон Дитмара по Губернаторской улице

Дом Николая фон Дитмара по Куликовскому спуску 7. Фото: Сергей Козлов.
Дом Николая фон Дитмара по Куликовскому спуску 7. Фото: Сергей Козлов.

Нынешний Куликовский спуск - одна из немногих улиц города, которая хранит в себе колорит минувших столетий.

В тоже время она сменила несколько наименований, первоначально в 1822 году она была пограничной улицей с наименованием Куликовская, так как шла по Куликовой горе, да ещё в большей степени по землям дворянского рода Куликовских. Постепенно дугообразная улица была разбита на несколько частей, одна из них от Немецкой улицы к Слесарной стала именоваться с 1846 года Садово-Куликовской, а с 1900 года изгиб вниз получил имя Губернаторской улицы. В 1922 году её переименовали в улицу Революции, с ноября 1941-го ей было вернули прежнее имя Губернаторская, но в 1942 году переименовали в честь профессора Николая Сумцова. С возвращением в город советской власти ей вернули имя Революции, коей она и оставалась до 2015 года.
    В начале XX ст. дворовое место под № 7 принадлежало мещанину Владимиру Николаевичу Васильеву. Его покупает харьковский промышленник, меценат, горный инженер и будущий член Государственного Совета Российской империи Николай Фёдорович фон Дитмар. Первое время он живет в старом каменном доме Васильева, а в 1913 году строит собственный каменный дом, сохранившийся с перестройками до наших дней.
Николай фон Дитмар происходит из балтийско-немецкого дворянского рода, внесенного в матрикулы острова Эзель. Родоначальником считается пастор в Пиха и Пейде на острое Эйзель – Иоганн Людвиг Дитмар. Дед Николая Фёдоровича – Фёдор (Фридрих) Леонтьевич фон Дитмар принял подданство Российской империи в 1845 году, а отец Фёдор Фёдорович фон Дитмар принял православие, женился на Ольге Ивановне Соколовой и после выхода в отставку с воинской службы состоял в Московской полиции квартальным надзирателем.
Николай Федорович фон Дитмар родился в Москве 10 мая 1865 года, закончил кадетский корпус, получил три высших образования в Петербурге, служил на Путиловском заводе и строительстве железных дорог. В 1893-1895 годы он был занят устройством артезианских скважин при строительстве Балашово-Харьковской железной дороги – так и оказался в Харькове, где открыл техническую контору и мастерскую по изысканиям, проектированию и устройству водоснабжения городов, станций железной дороги и заводов.

Слесарно-механическая мастерская по Петинской улице, 15 вскоре переросла в «Харьковский машиностроительный завод Н. Ф. фон Дитмара». Он состоял из двух отделений: чугунно-медно-литейного по улице Газовой и котельно-механического по улице Тюремной. 
Деятельность этого талантливого человека распространялась во многих сферах жизни Харькова и всего Юга империи. Он участвовал в работе съездов горнопромышленников юга России, съезде представителей промышленности и торговли, Совете железнодорожных вопросов Министерства путей сообщения, Всероссийском союзе городов, возглавлял Харьковское отделение Императорского Российского технического общества был председателем правления Петроградского торгового банка и ещё ряду других общественных, промышленных и товариществ, советов и комиссий. С 1902 года он был избран гласным Харьковской городской думы. Благодаря ему в Харькове появился трамвай, совершенствовался водопровод, появлялись другие инновации. Его активность в вопросах этики и морали была беспрецедентной: то он боролся с кафе-шантанными заведениями, обложив их высокими налогами, а то и вовсе помогал закрыть, посвятив этому вопросу немало критических публикаций в прессе. Абсолютно верным были его замечания по поводу большого числа праздников, особенно в отношении служащих городской управы.

Николай Федорович фон Дитмар. Фото: А. Иваницкого

Супругой Николая Фёдоровича фон Дитмара стала 10 мая 1900 года Ираида Ивановна Иванова, дочь директора банка в Харькове. От этого брака родились две дочери - Ираида, ставшая женой профессора филармонии в Москве Владимира Александровича Ружицкого, и Ольга, которая вышла замуж за инженера Евгения Степановича Лукьянова - и сын Николай.
В годы Гражданской войны он переходит на сторону Добровольческой армии и становится активным идеологом Белого движения. Он умер 5 июля 1919 года в поезде по пути из Ростова-на-Дону в Харьков от тифа. Отпевали Николая Фёдоровича в Мироносицкой церкви, а тело было предано земле на Иоанно-Усекновенском городском кладбище. Могила уничтожена большевиками.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.