Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Площадь неСвободы

(не)эксперт по устойчивому местному развитию

Куда в первую очередь отправится турист, приехав в новый для себя город? С большой вероятностью это будет главная площадь.

Можно ли представить, что, посетив Киев, можно упустить возможность побывать на Майдане, а будучи во Львове, не зайти на площадь Рынок? Что уж говорить о большинстве центральных площадей европейских городов, где именно площадь становится культурным центром города – своеобразным магнитом для туристов, горожан и местного бизнеса. А какая роль главной площади в жизни жителей и гостей Харькова? Первоначально она, как и множество площадей, построенных в СССР, имела политическое значение. Площадь строилась вместе с Госпромом и Домом правительства УССР (нынешний главный корпус ХНУ). Разумеется, это место было политическим центром города, что повлияло на его монументальность и дальнейшую роль в жизни города.

Манифестации, парады, выставки, ярмарки – тогдашняя площадь Дзержинского бурлила событиями. Какая же роль отведена сейчас площади Свободы? В период между ярмарками и празднествами, когда ее огораживают железной сеткой – то ли от машин, то ли от людей – она выполняет функцию самой большой бесплатной парковки в центральной части города. Эта роль столь значимого места не может не огорчать. Неужели не существует более прогрессивного сценария ее развития как городского пространства? Этот вопрос остается риторическим…

Один из первых проектов Анны Идальго на посту мэра Парижа - преобразование семи городских площадей в дружественные для людей пространства. В качестве решений была выбрана минимизация автомобильного движения, а также создание пешеходных зон и публичных пространств. Казалось бы, это – общемировая тенденция в гуманизации городского пространства. Однако на самом деле главное в этой идее – позиционирование этих площадей как нового лица города.

Какой должна быть "хорошая" городская площадь? Во-первых, она должна быть открыта и интересна людям. А они идут только туда, где есть инфраструктура. Хорошая площадь — это зонированое пространство, где каждому посетителю интересно. Пусть это будут временные конструкции, но они будут для жителей и туристов города, а не для машин. Например, в сквере, где сейчас идет реконструкция – тихая зона. Центральная часть площади возле выхода из станции метро "Университет" может стать отличной локацией для различных шоу и музыкантов – примерно, как на воскресном Крещатике в Киеве. Также площади нужен новый символ – место встречи и ассоциаций. Раньше встречи назначали "под Лениным", а сейчас? И это лишь наброски, а при грамотном и чутком изучении чаяний горожан можно создать действительно комфортное место для всех жителей и интересное – для приезжих.

Во-вторых, необходимо грамотно управлять транспортными потоками. На площади Свободы есть только небольшой транспортно-пересадочный узел возле станции метро "Госпром", что исключает задачу кардинального перенаправления автомобильного трафика. Но всегда, когда говорят о движении, ошибочно ставят в первую когорту автомобили, а не людей. Каким будет пешеходный трафик? Как его гармонизировать и организовать – вот главные вопросы качественного публичного пространства!

И, в-третьих, человеческий трафик — это всегда о деньгах и монетизации любых инвестиций как коммерческого, так и инфраструктурного формата. Качественное публичное пространство многократно увеличивает доходность и капитализацию всей прилегающей бизнес-инфраструктуры. Однако вряд ли таковой можно назвать ужасные стеклянные коробки, наступающие на прохожих со всех сторон и ярмарки с алкоголем на разлив. К тому же, бюджет за счет этой псевдо-инфраструктуры не пополняется. Бизнес-инфраструктура – это клиентоориентированные заведения, торговые аллеи, просто улыбчивые продавцы цветов и все то, что является ценностью для горожан и туристов.

Рекомендации вместо выводов:

1. Минимизация автомобильного движения.

2. Зонирование, ограждение пешеходных зон, как вариант – ограничительными полусферами.

3. Разработка и принятие городской программы развития публичных пространств города.

4. Введение управляющей компании для создания добавочной стоимости.

5. "Отдать площадь людям" - то есть предоставить свободу творчества и самовыражения. Тогда появятся и музыка, и шоу, и комфорт.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.