Перезагрузка неба. Куда и за сколько можно улететь из Харькова
Уже в апреле лоукостер Wizz Air вернется в Харьков. Прошлой осенью в компании анонсировали прямые рейсы в Катовице и Дортмунд, а на днях к этим направлениям добавилась Вена. «ХН» изучила небо над Харьковом.
Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air работает в Украине с 2008-го. В Харьков перевозчик пришел летом 2013 года – после Киева, Львова и Донецка – и дважды в неделю летал в Варшаву и Кутаиси. Рейсы привлекали удобной логистикой и доступной ценой, которая порой была сопоставима с железнодорожными переездами в Киев на «Интерсити»: например, в декабре 2013-го улететь из Харькова в Грузию и вернуться можно было всего за 636 грн на двоих.
Перелет был в удобное время – не ночью, не ранним утром, а в миниатюрном новом аэропорту Кутаиси нас уже ждали автобусы, на которых можно было добраться во все уголки Грузии, – вспоминает один из пассажиров рейса Харьков-Кутаиси Андрей Шаповалов.
Весной 2014-го, когда на Донбассе началась война, Wizz Air объявил о закрытии харьковских, донецких и львовских рейсов, при этом сохранив свою «дочку» – «Wizz Air Украина», чтобы как только уровень рисков снизится, возобновить полеты. В ноябре 2017-го лоукостер анонсировал возвращение в Харьков. В компании заявили, что с апреля открывают рейсы в немецкий Дортмунд (по четвергам и воскресеньям), а с июня – в польский Катовице (по средам и пятницам). На прошлой неделе к этому списку добавилась Вена – добраться до австрийской столицы можно будет с 25 ноября. Зимой 2018-2019 годов рейсы запланированы дважды в неделю – по средам и воскресеньям, с весны 2019-го – трижды.
Открытие рейсов упрощает логистику Харькова с Европой: Вена и Катовице являются крупными международными хабами – к примеру, из польского города на том же Wizz Air можно добраться в Лондон, Стокгольм, Лиссабон, Барселону, Афины, на Мальту, Сицилию, Канарские острова и т.д.
Раньше Харьков, который считался близким к зоне АТО, обходили авиакомпании, его боялись, – объясняет «ХН» редактор сайта avianews.com Александр Мироненко. – То, что Wizz Air, один из крупнейших лоукостеров Европы, возвращается – позитивный сигнал того, что не все так страшно. Думаю, если не будет сильных колебаний валют, международные рейсы из Харькова пойдут.
Стоимость билетов Wizz Air, как и других авиакомпаний, варьируется в зависимости от спроса: еще в конце прошлой недели купить билет в Вену на рейс 25 ноября можно было за 1 349 грн, а в этот вторник цена составляла уже 2 019 грн. Влияет на формирование цены и сезон: в новогодние праздники, например, за билет в австрийскую столицу в один конец придется выложить 6 409 грн, но уже на февральские рейсы цена падает до привычного уровня.
Расходы всех авиакомпаний состоят практически из одного и того же – это лизинг самолета, оплата персоналу, расходы по топливу и прочее – вопрос только в соотношении этих составляющих, – утверждает Александр Мироненко. – Единственное что – питания у лоукостеров может не быть. Сезонный фактор также касается не только лоукостеров, но и обычных авиакомпаний. В летний сезон, который начинается в последнее воскресенье марта и заканчивается в последнее воскресенье октября, перевозчики набирают жирка, чтобы зимой, в период меньшего спроса, пережить падение трафика.
Лоукостеры – не панацея
На сегодняшний день из Харькова выполняются регулярные рейсы по пяти направлениям – в Киев, Минск, Варшаву, Стамбул и Тель-Авив – а также сезонные. В неделю из нашего города вылетает около сотни самолетов.
Сейчас у нас есть сезонные рейсы в Шарм-Эль-Шейх, планируется, что они останутся и в летнем сезоне, – рассказывает «ХН» коммерческий директор харьковского аэропорта Владислав Ильин. – Одно из главных отличий регулярного рейса от чартерного заключается в том, что на регулярные рейсы вы можете в свободной продаже купить билеты, а на чартерные и сезонные – только тур, который будет включать в себя перелет.
Помимо Wizz Air, регулярные рейсы из нашего города запускают и другие авиакомпании: в апреле МАУ начнет полеты в Милан, Georgian Airways – в Тбилиси; с июня Yanair будет летать в Батуми, а новая украинская компания SkyUp планирует в это же время запустить сезонные рейсы в Римини, Барселону, Ларнаку, Бургас, Тиват и Одессу.
SkyUp планирует продавать авиабилеты, этим же рейсом будут лететь люди, которые купили турпакеты, – утверждает Владислав Ильин. – Будут смотреть по спросу – если та же Барселона и в сентябре будет пользоваться спросом, они продлят срок выполнения рейсов и, возможно, они будут регулярными, круглогодичными.
Что касается внутренних перелетов, эксперты подчеркивают, что в Украине в ближайшие годы они вряд ли будут развиваться – если, например, в Германии цены на авиабилеты сопоставимы с железнодорожными, то в в нашей стране разница настолько велика, что пассажиры отдают предпочтение поездам. Например, прямой перелет Харьков-Одесса, который в 2015-м году запустили МАУ, так и не стал популярным и был «свернут». Александр Мироненко не исключает, что относительно аналогичного рейса у SkyUp могут быть договоренности на высоком уровне, связанные с грядущими выборами.
Возможно у SkyUp есть договоренности, что на начальном этапе им не будут создавать проблем: наши чиновники умеют это делать и добиваться нужного, – утверждает авиаэксперт, – SkyUp могли сказать: «Вы сейчас оперативно получите все сертификаты, но мы вас очень просим – пожалуйста, полетайте туда и туда, потому что выборы скоро, нужно какую-то «перемогу» – внутренний перелет за 500-700 грн может стать одной из таких «перемог«. Но это не значит, что авиакомпания все время будет продавать эти дешевые билеты.
Ведет харьковский аэропорт и переговоры с ирландским лоукостером Ryanair, который собирался зайти в Украину еще в прошлом году, однако из-за неудавшихся переговоров с «Борисполем» отказался от своих планов. Вместе с тем министр инфраструктуры Владимир Омелян оптимистично предсказывает, что Ryanair начнет летать из Украины осенью. В харьковском аэропорту неплохо оценивают шансы, что в следующем году лоукостер начнет выполнять рейсы.
Две недели назад у нас [с представителями Ryanair] была очередная встреча. Но объявить о том, что они открывают рейсы можно только в тот день, когда они открыли продажи, – объясняет Владислав Ильин.
Как бы там ни было, эксперты считают, что на развитие рынка авиаперевозок влияет платежеспособность населения и доступность нормальных аэропортов, а у украинцев зачастую нет ни интереса к путешествиям, ни денег на них.
Лоукостеры – не панацея, – подчеркивает Александр Мироненко. – У того же Wizz Air не всегда дешевые цены: сейчас стоимость билета может быть 1 000 грн в одну сторону, а через месяц – 2 000 грн. Туда-обратно – это уже 3-4 тыс. грн – не 10 евро, о которых все нам говорят. Если вы приехали в Дортмунд, а вам нужно в Кельн или из Катовице в Краков – придется дополнительно потратить время и деньги, чтобы добраться до пункта назначения. Кроме того, нужно снять гостиницу или хостел, поесть – это тоже определенные расходы.
В цифрах
За прошлый год международный аэропорт «Харьков» обслужил 806 тысяч пассажиров и впервые с начала боевых действий на Донбассе догнал и перегнал показатель докризисных времен (см. инфографику). По итогам 2018-го ожидают еще больше – до 900 тысяч человек.
В аэропорту подтверждают положительную динамику: в феврале услугами аэропорта воспользовались 53,4 тысячи человек – на 33% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период.