Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Они делают выборы. Почему в окружных комиссиях не хватает людей?

В харьковских окружных избирательных комиссиях – острый кадровый дефицит. Представители кандидатов в президенты подали списки людей, которые не согласны или не могут присутствовать на заседаниях.

В харьковских окружных избирательных комиссиях – острый кадровый дефицит. Представители кандидатов в президенты подали списки людей, которые не согласны или не могут присутствовать на заседаниях комиссий. В то же время наблюдать за выборами будет больше 100 организаций – рекорд для Украины. Эксперты опасаются, что такая диспропорция грозит срывом избирательного процесса.

Харьковская область готовится к выборам. В регионе работают 14 окружных территориальных избирательных комиссий, сейчас они формируют участковые комиссии. Проблемы у всех одни и те же – не хватает людей, с трудом собирают кворум.

Слишком много кандидатов

В Центре детского и юношеского творчества, под картинками с цветами, в третий раз собрались на заседание члены самой большой в Украине окружной избирательной комиссии (ОИК) № 174. Здесь – 41 человек, правда, на заседания ходит не больше половины. 25 февраля собрались третий раз в составе 22-х человек. Приводят к присяге тех, кто пришел на замену выбывшим, рассматривают представление от общественников, которые хотят присутствовать на выборах. Первое заседание состоялось на прошлой неделе, едва собрали кворум.

– На первом заседании должны присутствовать две трети состава. У нас – 41 человек, значит для кворума нужно было 28. Было 29 – мы приняли присягу и работаем, – объясняет «ХН» председатель комиссии Валерий Шилов.

Для последующих заседаний нужно, чтобы собиралось больше 21 члена комиссии – пока что удается соблюдать законодательство. Но секретаря в ОИК до сих пор нет – в представлении от кандидата был указан гражданин с несуществующим номером телефона. Многие другие потенциальные члены комиссии отказались работать.

– Они не появляются, телефоны людей, указанные в представлениях кандидатов, оказываются неработающими, случается, что они проживают не в Харькове, а в Киеве – естественно, в Харьков на заседание они ходить не будут и работать не станут. У меня был член комиссии из Змиева – он отказался, потому что не может на 18 часов приезжать на заседание. Хотя бы час мы посидим, в лучшем случае, а может больше – как ему обратно ехать? Трудно сказать, почему так получилось. Возможно, представители кандидатов не знали, кто где проживает, – рассказывает председатель комиссии.

Валерий Шилов работает в окружкомах и участкомах с 1999 года, но таких «пробелов» в составе комиссий не припомнит. Наблюдатели из Гражданской сети «ОПОРА» объясняют дефицит тем простым фактом, что в этом году аж 44 человека собираются побороться за кресло президента – столько не было никогда. Для сравнения: в президентских выборах 2014 года участвовали 23 кандидата. По закону, каждый из кандидатов вправе делегировать своего представителя в каждую из комиссий – то есть в любой окружной или участковой избирательной комиссии может работать 44 члена.

– Большинство кандидатов подали максимальное количество представителей в избирательные комиссии. Подавали всех подряд, но люди не всегда понимали, что им придется тратить много времени на работу в комиссиях, и впоследствии отказывались от работы, – разъяснил «ХН» координатор наблюдения Гражданской сети «ОПОРА» за выборами в Харьковской области Николай Зинченко.

По его словам, люди неохотно соглашаются войти в комиссии в том числе из-за того, что эта работа, как правило, на общественных началах. У окружкома есть четыре ставки, по которым платятся деньги из государственного бюджета. Кроме того, все члены комиссии получат суточные, примерно по 700 гривен за три дня работы – этого очень мало, чтобы замотивировать людей. Вероятно, многие штабы обещают своим «комиссарам» доплаты, но «ОПОРА» напоминает, что подобного рода поощрения – незаконны.

Политолог Антон Авксентьев уверен, что представители большинства кандидатов  просто не смогли найти достаточное количество людей, согласных работать в комиссии, поскольку и они сами, и сотрудники их штабов – политические новички.

– Это типичная ситуация для большинства кандидатов, кроме Тимошенко и Порошенко. Президент закроет список за счет административного ресурса, у Тимошенко есть своя старая разветвленная сеть. Другим некого предложить в эти комиссии, – рассказал эксперт.

Его коллега Юлия Биденко полагает, что острый дефицит сотрудников может привести к проблемам во время выборов.

– Далеко не все из кандидатов смогли обеспечить комиссии квалифицированными и ответственными представителями, поэтому среди наибольших рисков: отсутствие кворума и невозможность начать заседания в наиболее критичные дни кампании; неслаженность работы комиссий в день голосования, что потенциально усложнит избирателям процесс выбора при и так большом бюллетене, – полагает политолог.

В самом худшем случае это может привести к тому, что результаты выборов на определенных участках будут признаны недействительными. Ни о какой-то намеренной фальсификации, по мнению Юлии Биденко, здесь речь не идет – дело, скорее, в том, что большинство членов комиссий будут неопытными.

Кто есть кто в комиссиях

«ОПОРА» проанализировала состав окружных территориальных комиссий. Сейчас в ОИК Харьковской области входит 522 человека. 35 из 44 кандидатов имеют по одному представителю в каждой из комиссий, при этом представители 30 кандидатов вошли в руководящий состав.

Только два кандидата в президенты – Аркадий Корнацкий и Дмитрий Добродомов – не имеют своих представителей в окружкомах области.

Гендерный состав в комиссиях более или менее однороден: 51 % женщин и 49 % мужчин.

Эти цифры меняются ежедневно, поскольку за месяц до выборов кандидаты в президенты активно проводят замены в окружкомах.

– Кандидаты подавали всех подряд, чтобы просто застолбить место, потому сейчас активно идут замены во всех комиссиях. Много замен на руководящих должностях – это особенность нынешней избирательной кампании. Представители кандидатов смотрят, где в какой комиссии они получили должность председателя или секретаря, и пытаются поставить на нее более опытного человека, – разъяснил Николай Зинченко.

Если представитель кого-либо из кандидатов дважды не приходит на заседания, остальные члены комиссии могут инициировать его отставку. При этом кандидат в президенты больше не имеет права подавать взамен другого представителя – он просто теряет место в комиссии. В «ОПОРе» говорят, что такие решения тоже не исключены.

Толпа наблюдателей и торговля статусом

Если сотрудников окружных комиссий на выборах этого года мало, то наблюдателей от общественных организаций, наоборот, очень много. В Центризбиркоме зарегистрировались 139 общественных организаций. Для сравнения: на выборах 2014 года их было только 10.

По данным «ОПОРы», более 70 общественных организаций впервые принимают участие в наблюдении за выборами. Многие из них были созданы буквально накануне избирательной кампании и явно представляют интересы некоторых кандидатов. Как пример – ОО «Я за ЮВТ», названная по инициалам одной из кандидатов в президенты. Организация была зарегистрирована – вернее, перерегистрирована с новым названием – в августе прошлого года.

Харьковская областная общественная организация «Агентство социального проектирования «Право выбора» существует давно, с 2012 года, однако очевидно, что она будет представлять интересы кандидата Петра Порошенко, поскольку один из ее учредителей, Виталий Маляренко, является депутатом горсовета от БПП. В организации «Рух вільних селян» основателем является и вовсе кандидат в президенты Аркадий Корнацкий. ЦИК по этой причине поначалу не стала регистрировать организацию, но представители кандидата обратились в суд и выиграли его.

– Более 30 общественных организаций напрямую связаны с каким-либо кандидатом, – говорит Николай Зинченко. – Это сделано для того, чтобы побольше людей от кандидата завести на избирательные участки.

С одной стороны, в присутствии различных наблюдателей, в том числе и от кандидатов, есть свои преимущества: штабу каждого из них будет сложнее вмешаться в ход выборов, все будут следить за тем, чтобы соперники не нарушили закон.

– Рекордное число кандидатов приводит к привлечению «дружественных» общественных организаций для контроля за голосованием и подсчетом голосов. Там, где число членов комиссий ограничено, штабы будут пытаться вести параллельный подсчет или защитить голоса с помощью наблюдателей, – комментирует политолог Юлия Биденко.

В то же время большое количество людей может привести к тому, что избиратели и вовсе не проголосуют.

– Представьте ситуацию: сидит 40 человек в избирательной комиссии и еще столько же наблюдателей на участке. Это может быть цирк и блокирование работы избиркома. Они могут банально создать такую толпу, что избиратель не сможет пройти к урнам. Часто избирательные участки очень маленькие – 40 квадратных метров, не больше, – полагает Николай Зинченко.

Присутствие большого числа наблюдателей грозит неприятностями и членам комиссий – их могут оштрафовать. Как рассказали в «ОПОРе», каждый официальный наблюдатель имеет право взять копию протокола комиссии. На этих выборах протоколы печатаются на фирменном бланке ЦИКа и, если их не хватит на всех, то согласно Кодексу об административных правонарушениях участковую комиссию накажут штрафом.

Основную роль общественные организации сыграют уже после выборов. Их задача – устроить «информационный шум» и донести до общественности те или иные выводы.

– Общественные организации заключают договоры с кандидатами и торгуют своим статусом. По итогам избирательной кампании они будут делать различные заявления, – говорит Антон Авксентьев. – Будут собираться пресс-конференции и делаться заявления о том, например, что были фальсификации на выборах – если эти организации будут поддерживать проигравшего кандидата. Или наоборот – будут говорить, что все прошло в рамках демократических стандартов, если это будут представители победителя выборов.

По словам политолога, в «торговле мнением» были замечены даже такие авторитетные организации, как центральный офис Комитета избирателей Украины, который, по мнению эксперта, часто поддерживает действующего президента и его чиновников (вспомним рейтинги губернаторов, в которых неизменно побеждала глава Харьковской областной администрации Юлия Светличная).

В «ОПОРе» опасаются, что подобные практики приведут к тому, что авторитет гражданского наблюдения на выборах будет нивелирован. Псевдонаблюдатели убивают доверие к общественным организациям и их мнению.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.