Олег Дроздов: Главные проблемы Харькова – отток капитала и специалистов

29 октября 19:19
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
logo
журналист
Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

Олег Дроздов не просто известный архитектор, он – философ архитектуры и дизайна, который уверен: любой объект не может существовать вне определенного контекста, взаимоотношений и социальной среды. Дроздов рассказал корреспонденту "ХН" о том, чего не хватает нашему городу и как Харьков можно изменить.

"Вам уютно жить в Харькове?"

"Я понимаю, что давно потерял объективность, потому что привык. С другой стороны, привычка – это момент, когда ты приспособился и движешься по какому-то коридору. Каждый человек хочет окружить себя неким комфортом или, во всяком случае, зоной бесконфликтности. Но за этим коридором теряется чувство взаимодействия, из-за чего ты не получаешь объективной информации и, скорее всего, критическая информация о городе, в котором ты живешь, больше связана с профессиональной деятельностью, нежели житейской.

В житейском плане, когда меня спрашивают: "Что для тебя Харьков?", я отвечаю, что это совокупность людей, с которыми я взаимодействую, прежде всего, друзей. Потому что, когда думаешь, по чему больше всего ностальгировал бы, то понимаешь: это люди, с которыми самые разные взаимоотношения продолжаются долгое время. Поэтому для меня город – это люди".

"Вы видите тенденции, которые происходят в Харькове?"

"Безусловно. Их сразу несколько: во-первых, крупный отток капитала. Думаю, мы даже не представляем, насколько деньги мигрируют. Поскольку мы имеем дело с обслуживанием, я вижу, что капитал мигрирует в сторону Киева и дальше – Запада. Ресурсы, которых и так немного в Харькове, уходят отсюда.

Второе: самый важный для меня компонент – человеческий ресурс. Сегодня изменения могут происходить только при интеллектуальном обеспечении, а эти ресурсы дрейфуют в том же направлении с еще большей скоростью, чем деньги. Для меня это самое важное, с точки зрения ущерба городу, потому что, имея интеллектуальные ресурсы, всегда можно ужаться в остальном, но проводить изменения. Как владелец небольшой компании могу сказать, что еще каких-нибудь 10 лет назад было невозможно представить, что в Харькове будет трудно найти того или иного специалиста. Сейчас это так. А происходит это потому, что здесь у людей не развивается карьера".

"Это то, что принято называть социально-экономической сферой, а если говорить об архитектуре, городском дизайне?"

"Все то же самое, ведь это взаимосвязанные вещи. Хорошей архитектуры не бывает без развитого гражданского общества, устойчивой социальной конструкции. Даже очень хорошая тоталитарная архитектура эпохи Муссолини, к примеру, тоже ведь возникла в результате некоего социального договора.

Мы же живем по-прежнему в русле постсоветской эпохи: либо очень показушное, либо меркантильное – отбить деньги, построить больше, шире. А суть хорошей архитектуры в другом: в городских взаимосвязях, культуре...

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

Я – эксперт этого года Mies van der Rohe Prise. Это самый важный приз европейской архитектуры. Так вот, в Украине, к сожалению, нет проектов, которые подпадали бы под критерии этой премии – социальные качества построенного объекта, его культурный резонанс, эстетические параметры, инженерно-архитектурные и так далее. Единственным на всю нашу большую страну оказался львовский проект, который выиграл немецкий архитектор".

"Кроме социальной составляющей, политического строя, есть еще и амбиции, которые удовлетворяются с помощью денег. У местной власти непомерные амбиции – они все время говорят, что строят европейский город, тем не менее, ни местным архитекторам не дают возможность проявить себя, не могут пригласить, условно говоря, Нормана Фостера. Почему так?"

"Это очень важный момент, как мне кажется. Прежде всего, у нас серьезные проблемы с образованием. Потому что формально архитекторы что-то умеют, чертят, некоторые даже хорошо ставят размеры, но отсутствуют социальные цели архитектуры. Они не преподаются, этого вообще нет. Пропадают гуманистические смыслы. Происходит это уже в школе, а уж в практике, которая обслуживает капитал, их и в помине нет. Архитектурные сообщества, которые меняют город, надо вырастить. У нас же разрыв поколений: постоянные кризисы, отсутствуют офисы, где были бы молодые архитекторы до 35-ти, которые что-то проектировали бы в городе – рынок закрыт монополиями, поэтому ничего не происходит.

Карьеры моих голландских друзей, например, начинались с того, что практически все офисы брали кредиты, участвовали в муниципальных конкурсах. С этого начинался их старт. В Харькове должно быть порядка полутора сотен таких бюро, ведь задач масса, предметом дизайна может быть все – от дорожного движения и стоянок до фонарей. Нужно просто чтобы заказчик из тех денег, которые тратятся, заплатил и за дизайн – для молодых архитекторов это было бы важно, они видели бы плоды своего труда, а, кроме того, могли бы стать и модераторами изменений в городе, и коммуникаторами с жителями, производителями, властями. Так бы наладился диалог и происходило развитие. Справедливый город – это когда все включены в диалог".

"Если говорить о конкретных объектах, Вам за последние лет 20 что-то в Харькове понравилось?"

"Вот видите, я даже паузу взял. Наверняка да, но я не помню. Наверное, один домик маленький, по всей видимости односемейный, на одной из старых улиц, вот он мне понравился. Знаете, хороший вкус – еще и вопрос масштаба. Когда что-то новое начинает забивать все вокруг, вот это по-настоящему страшно. Такой объект насилует огромный кусок вокруг, производит такую эстетическую и физическую оккупацию".

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today

"А откуда в Харькове страсть к гигантомании и асфальтированию? Я, прежде всего, имею в виду площадь Конституции и Павловскую – будто мы живем в советское время, и там планируют прогонять парады".

"Понимаете, у нас же никто не рефлексирует, где мы живем, когда, в каком времени. Мир меняется с колоссальной скоростью, европейские города за последние 20 лет изменились до неузнаваемости. Те из них, которые обрели радость изменения, стали вообще другими и в экономике, и в социальной модели, и в поведенческой. Бывая там вновь и вновь, понимаешь, с какой скоростью эти города меняются в отношении потребления, автомобилей, детей, свежего воздуха, здоровья, безопасности... Можно сказать, что они находятся на пути к счастью. Мы же не задаем вопросы: как мы живем и почему там люди живут хорошо? А для того, чтобы жить хорошо, нужно, прежде всего, самоуважение и желание…"

Подробности

Работы Олега Дроздова и архитектурного бюро DROZDOV&PARTNERS представлены как в Украине, так и за ее пределами. В Харькове наиболее известны бизнес-центры Ave Plaza и Platinum Plaza, бутик Status на улице Сумской, ресторан Yaske на улице Данилевского, торговые здания PRIZMA на проспекте Науки и Fresh на улице Ярослава Мудрого, офисно-жилое здание Heirloom на Чернышевской, жилое здание Сarat на улице Потебни.

Пойманный под Харьковом иностранец со шпионской пуговицей отделался штрафом Юноши из-под Харькова пытались завести в Украину нелегала из Сирии
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 5
    Аноним:
    1
    2

    Говорит хорошо и убедительно. Но посмотрев на творение PRIZMA понимаеш, что это не намного эстетичней чем «КЛИЗМА». И хочется от такого творения скорее плакать.

    Аноним:
    1
    2

    «Когда что-то новое начинает забивать все вокруг, вот это по-настоящему страшно. Такой объект насилует огромный кусок вокруг, производит такую эстетическую и физическую оккупацию». И это утверждает создатель ТЦ Ave Plaza — уродливого гиганта, физически и эстетически изнасиловавшего исторический центр улицы Сумской.

    Аноним:
    1
    0

    Оценивать искусство должны специалисты — искусствоведы. Которых в стране практически нет. Есть ВУЗ, есть факультет искусствоведения — а специалистов нет. И потом, зачем они. Они ж могут не только сказать архитектору, художнику — ты бездарь. Они могут доказать это.

    Аноним:
    0
    3

    Сарайно-крематорное творение на Андреевском спуске в Киеве, которое сотворил этот деятель, долго не проживет. Городская община не допустит. Петицией на сайте городского совета дело не ограничится.

    Аноним:
    0
    0

    только сейчас узнал, что все стоящие и действительно современные здания Харькова — дело рук Олега
    кто за границей был — тот поймет и согласится, а кому нравится колхоз — могут ставить плюсы комментаторам выше