Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

В харьковских центрах админуслуг - давка, очередь занимают в 7 утра

Регіональний центр послуг. Ілюстративне фото: KHARKIV Today
Электронные сервисы для оформления справок онлайн в Харькове не облегчили жизнь людей.

Заявленные электронные сервисы для оформления справок онлайн в Харькове не облегчили жизнь людей. Даже летом в Центрах предоставления административных услуг – огромные очереди. В самые тяжелые дни в ЦНАПы  обращаются до 6000 харьковчан. Получить выписку о количестве проживающих в квартире людей посредством электронных сервисов вообще практически невозможно.

Новые правила получения субсидий, вступившие в силу с 1 мая 2018 года, заставляют харьковчан снова атаковать Центры предоставления административных услуг (ЦНАПы). Время переоформления субсидий совпало с летним периодом, когда в админцентрах и без того наплыв достаточно большой, поэтому многие пожилые харьковчане занимают очередь в админцентры с 7 утра, чтобы первыми получить талончик в электронную очередь.

В 8:00 у Регионального административного центра на проспекте Тракторостроителей, 144 уже собралось около сотни человек. Они выстроились в единую очередь, хотя каждому нужны разные документы: биометрический паспорт, идентификационный код или помощь на погребение. К 9 утра очередь становится вдвое больше, к ЦНАПу все больше подходят люди среднего и пожилого возраста. Многие из них получили уведомления о том, что нужно явиться в ЦНАП и подтвердить свое право на получение субсидии.

– Я два дня назад тут была уже. Мне сказали, что ничего не нужно, я продолжаю получать субсидию, которую автоматически пересчитали. А вчера пришла – у меня записка: если хочу получать субсидию в новом отопительном сезоне, должна прийти в управление соцзащиты для заполнения какого-то нового документа и декларации, – рассказывает пенсионерка Галина Ивановна. – А еще субсидию у меня на лето сняли, хочу узнать, почему.

Едва открываются двери, как у входа начинается небольшая давка, люди чересчур активно работают локтями, протискиваясь внутрь ЦНАПа. Очень немногие в состоянии самостоятельно выбить себе электронный талон на необходимую услугу, многим нужна помощь сотрудников админцентра. В течение 15 минут люди рассредоточились по секторам в ожидании объявления своего номера.

Галина Ивановна тоже взяла талон и в растерянности взирает то на него, то на табло, где высвечивается номер и сектор электронной очереди.

– Ничего не понимаю – «429 А» – что это значит? – говорит пенсионерка. – Вроде объясняли, но все равно непонятно.

Люди в очереди напряжены, все прислушиваются к электронному голосу, который объявляет номер талона, хозяин которого должен подойти на обслуживание.

Игорь Шевченко намеренно пришел пораньше, чтобы попасть к специалисту по вопросу выплаты на погребение родственника. Но понимает, что, скорее всего, ему придется уйти, не дождавшись очереди.

– Мне к десяти на работу, опаздывать нельзя, я просто не успею. Специально пришел в полдевятого, пораньше, но толку от этого мало – тут уже толпа была, – сетует Игорь.

Подавляющее большинство людей в очереди пришли в админцентр, чтобы разобраться в вопросе оформления субсидий по новым правилам. По словам директора Департамента административных услуг и потребительского рынка харьковского горсовета Виктории Китайгородской, из-за этого лето стало пиком для работы ЦНАПа.

– Это связано с тем, что сейчас с 1 сентября дети идут в школы и нужно зарегистрировать их по месту проживания, куда они пойдут в школу, и получить идентификационный код. Второе: студенты уезжают домой и массовые обращения о снятии с регистрации, и третье: лето традиционно пора отпусков, люди хотят оформить загранпаспорт, – поясняет чиновница. – Если раньше пиковые дни у нас могли быть в региональном центре до 3 тысяч людей, то сейчас мы обслуживаем от 4 до 6 тысяч. За последние два месяца такая статистика. Это мы говорим о людях, которые пришли как подать, так и получить документы. Если мы говорим о районных ЦНАПАх, таких, как Холодногорский или Новобаварский, то там от 300 человек в день.

Для тех, кто не хочет сидеть в очередях, предлагается альтернатива – предварительная запись на сайте Центра административных услуг dozvil.kh.ua или по телефонам call-центров. На сайте все довольно просто: достаточно зайти на страницу, выбрать в правом верхнем углу вкладку «Предварительная регистрация в очередь», ввести свои данные – ФИО и телефон, после чего в выпадающем списке найти необходимый ЦНАП, а далее – услугу, которую хотите получить в центре. Система автоматически сформирует талон в электронную очередь. После нужно распечатать талон и явиться в ЦНАП немного заранее указанного времени, чтобы оплатить административный сбор (если он предусмотрен) и предъявить необходимые документы на рецепции. Затем смотреть на табло и ждать, когда на нем высветится ваш номер.

Но если в теории это очень просто, то на практике этот путь невозможен. После авторизации и выбора услуги «оформление субсидии» программа не предлагает ни свободных дат, ни времени. Система сообщает: «Извините, но по выбранной услуге нет свободного времени».

Услугой предварительной записи харьковчане пользуются не очень охотно. По словам Виктории Китайгородской, это приблизительно 20 % от общего количества обратившихся. Это и неудивительно, учитывая то, что сервис хромает.

Маленькая перепись харьковчан

Самая популярная справка сейчас – о составе семьи, которую раньше можно было получить в ЖЭКе. Все претенденты на субсидию, которым автоматически не продлили право на получение, теперь выстаивают очереди. По самым минимальным подсчетам, это около 50 тысяч харьковчан, причем проделать путь «ЦНАП – талончик – администратор» придется не только владельцу квартиры, а и всем, кто в ней прописан – таков новый порядок. Эра цифровых технологий не предусматривает опции передачи данных о составе семьи из центров админуслуг в районные центры соцзащиты, где, собственно, и требуют этот документ.

Пенсионерка Надежда Алексеевна Яковлева потеряла всякую надежду на то, что сможет получить справку о составе собственной семьи. Недавно из ее квартиры выписалась внучка, количество жильцов сократилось с пяти до четырех. Чтобы платить меньше за коммунальные услуги, хозяйка квартиры должна предоставить каждому предприятию-монополисту документ об уменьшении количества потребителей воды, тепла и т. д. По крайней мере, так заявили в городских КП.

– Позвонила в «Жилкомсервис» узнать, сказали: поскольку квартира приватизированная и в приватизации участвовало четыре человека, все люди должны прийти одновременно с паспортами и копиями паспортов и написать заявления о том, что они не против, что выдадут справку о составе семьи, написать заявление еще о том, что не против того, что данные будут обрабатываться, – говорит пенсионерка.

В принципе, документы собрать не проблема, проблема в другом – прийти всем вместе в «Жилкомсервис» или ЦНАП в рабочее время.

– Я пошла в ЦНАП, но там сумасшедшие очереди и та же ситуация: все четыре человека должны прийти и принести те же документы. Если подумать, то во сколько мне обойдется эта справка? У меня два человека рабочих. Работают они от места жительства и от ЦНАПа далеко, если они пропустят один рабочий день, в сумме это будет 500 грн, если 250 грн стоит рабочий день. Плюс дочка, у которой двое детей, одному из них два месяца. Как кормящая мать в очереди будет стоять с ребенком? Зачем вообще создали такие условия: чтобы взять какую-то несчастную справку о составе семьи, нужно приложить какие-то нечеловеческие усилия? Хотя в ЦНАПе написано, что коммунальные службы справку о составе семьи должны сами брать, – жалуется Надежда Яковлева.

В Холодногорском ЦНАПе, куда пришла Надежда Алексеевна за помощью, посоветовали все свое возмущение излить на горячую линию Портала электронных сервисов Харькова по телефону 8 800 304 304, но там женщине тоже никто не ответил. На протяжении нескольких дней автоответчик твердит одно и то же: «Вы попали в службу, расскажите все свои претензии, разговор может быть записан». Но потом в ответ – тишина.

– Сколько времени я звонила, никто трубку вообще не берет это автоответчик отвечает и все, – говорит Надежда Яковлева.

Такая простая, но по харьковским меркам сложная справка о составе семьи выдается в соответствии со специальным порядком, который был утвержден на исполкоме в мае 2015 года. Чиновники признают, что механизм несовершенен и доставляет некоторые неудобства людям, поэтому есть предложение об изменениях, которые должны облегчить жизнь харьковчанам. В то же время в словах представителей горсовета завуалирована некая подоплека: заставляя прийти за документом всех людей, которые участвовали в приватизации, они делают свою, небольшую, перепись населения. Эти данные могут понадобиться позже – к примеру, во время избирательной кампании.

– На данный момент мы на стадии внесения изменений в существующий порядок выдачи этой справки. Мы хотели актуализировать информацию (о жителях города – прим. «ХН»). Та информация, которая на сегодняшний день есть в реестре, может быть неактуальной, – поясняет Китайгородская. – В силу того, что кто-то когда-то кого-то выписал или прописал. Теперь мы видим, что есть неудобства для жителей нашего города, и мы должны реагировать на эти вещи. Мы отреагировали, внесли предложения и в ближайшее время этот вопрос должен быть решен. Я сроки вам не хочу называть, потому что такие решения принимаются коллегиально, исполкомом в данном случае.

Еще одна возможность получить справку о составе семьи в Харькове – через Портал единых электронных сервисов (e-kharkiv.org). Здесь также слишком много подводных камней. Чтобы получить какой-либо документ, нужно авторизоваться либо при помощи электронной цифровой подписи, либо используя систему BankID НБУ – когда авторизация происходит через банковскую карту. Сделать это могут исключительно владельцы карт «Ощадбанка» и «Радабанка», для пользователей других банковских карт доступ закрыт.

Заявление чиновников о том, что их главная цель – «открыть доступ для предоставления админуслуг, чтобы люди в автоматическом режиме формировали как можно большее количество документов и очередей в админцентрах становилось все меньше и меньше» – становится несостоятельным. Выходит, получить документ можно только через банк – плюс еще одна очередь.

Официально

В Положении № 306 «Об утверждении Порядка получения сведений о составе семьи или зарегистрированных в жилом помещении / доме лиц, проживающих в частном домовладении», который был принят исполкомом Харьковского городского совета в мае 2015 года, указано, что справку о составе семьи для получения субсидий формируют районные администрации на запрос управления труда и социальной защиты на основании полученной информации от органа самоорганизации населения, коммунального предприятия, владельца (совладельца) жилого помещения / здания или иного зарегистрированного в жилом помещении. То есть в положении указано, что управление труда и социальной защиты может самостоятельно получить справку о составе семьи, без личного присутствия каждого прописанного в квартире.

Если справка о составе семьи нужна для каких-либо иных целей, кроме оформления субсидии, то собственники квартиры должны прийти в «Жилкомсервис» или ЦНАП и лично и написать заявление. Перечень необходимых документов перечислен в п. 2.9 Порядка. В частности, в отдельных случаях необходимо предоставить копию документа о праве собственности на жилплощадь, техпаспорт, заверенные копии свидетельства о рождении детей, а также копии паспортов всех зарегистрированных на данной жилплощади людей. Но даже в этом случае копии паспорта прописанного в квартире человека вполне достаточно, чтобы получить справку – не обязательно вести всю семью в ЦНАП.

МНЕНИЕ: Первые только на бумаге

– Порядок предоставления справки о составе семьи должен быть изменен. Люди, которые прописаны, но не живут в стране, не могут прийти в ЦНАП. Исходя из того, что один человек не может показаться, не могут дать справку о составе семьи, – говорит глава фракции «Самопоміч» в Харьковском городском совете Тарас Ситенко. – Соответственно, субсидия, которая может быть начислена человеку, не начисляется. Это первое. Второе: появляются новые сервисы, но их работа далека от того, что заявляется, – это обычное дело нашей власти, которая занимается фальсификацией своих достижений. Говорят о том, что мы первые сделали то или это, а на самом деле ничего не работает. Единый билет не работает так, как нужно, по банковской карточке в метро пройти невозможно, хотя уже везде это реализовано. И то же самое с Центром административных услуг. Заявляется, как у нас там красиво, все автоматизировано и компьютеризировано и так далее, а по факту мы получаем очереди и невозможность оформить помощь. В этом суть нашей власти – как городской, так и центральной.

Статистика

По официальной информации директора Департамента труда и соцполитики харьковского горсовета Ларисы Болговой, из 40 % (207 206) семей, которые получали субсидии в прошлом отопительном сезоне, из-за новых правил оформления отказали уже 9 % семей. Точно количество отказников станет известно 20 июля.

Процедуру упростили

11 июля на заседании исполкома Харьковского городского совета упростили возможность получения справки о составе семьи. Как рассказал директор Департамента регистрации Харьковского горсовета Олег Дробот, исчезнут ограничения при получении справки о составе семьи. Документ теперь можно будет получить по доверенности от других членов семьи. Кроме этого, не нужно всем собственникам жилья заказывать этот документ.

– Если собственников было несколько, они все вместе должны были прийти и заказать эту справку. Теперь справку может получить любой собственник без присутствия других. Ее можно получить нанимателю, любому зарегистрированному по данному адресу лицу, если ему исполнилось 14 лет. Также такую справку можно получить законному представителю такого лица либо по доверенности, – пообещал Дробот.

Новые правила начнут работать в Харькове с 16 июля.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.