Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову. Сказ о Вознесенской церкви Захарьковской слободы

Корпус университета сельского хозяйства раньше был зданием Вознесенской церкви. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
Корпус университета сельского хозяйства раньше был зданием Вознесенской церкви.
До 1917 года Вознесенский приход был одним из самых больших и богатых в Харькове.

В стороне от людских потоков, на площади Фейербаха, стоит массивное здание, в котором размещен корпус Харьковского национального технического университета сельского хозяйства. Многие харьковцы уже забыли, что это здание бывшей Вознесенской церкви, с которой связано немало любопытных историй.

Площадь на бывшей Захарьковской слободе сформировалась после того, как здесь в 1790-е годы сравняли оборонительные валы и рвы. Единственной постройкой на площади долгое время оставалась деревянная Вознесенская церковь, сведения о которой в архивных документах начинаются с 1687 года. В конце XVIII и первой трети XIX столетий площадь называлась Сенной, здесь торговали скотом, зерном, фуражом и сеном, а после перевода торговли на вновь образованную Конную площадь она получила имя приходского храма.

В 1780-е годы старая Вознесенская церковь, построенная в 1733 году, сгорела, и только в 1794 году была возведена деревянная на каменном фундаменте. Среди харьковских экскурсоводов, краеведов и журналистов весьма популярна история о «Харьковском пасквиле», произошедшая во время правления Павла I. Авторы многочисленных публикаций используют один и тот же источник – популярную брошюрку Иволгина 1923 года, в которой сказано, что 1 июля 1800 года на стене Вознесенской церкви было вывешено чучело императора, а рядом – бумага с текстом о царе и его окружении. Якобы Павел I хотел сравнять Харьков с землей, а жителей сослать в Сибирь, и только убийство императора спасло город от разрушения. История «пасквиля» насыщена другими любопытными подробностями из жизни нашего города и детально описана харьковским историком Николаем Горбанем. Ябедники и клеветники, всего около 20 человек, иностранцы сомнительной репутации, чиновники и офицеры, попавшие в немилость императора, стали объектом следствия. Пятерых подозреваемых в написании «Харьковского пасквиля», не сознавшихся в этом, сослали в Сибирь, а после выхода Манифеста 1801 года вернули на прежнее место жительства.

В 1856 году старую Вознесенскую церковь рекомендовали снести, поскольку она была уже ветхой и тесной. Опубликованное объявление о продаже старого храма принесло плоды, и в 1862 году ее купили прихожане села Георгиевское (Калениковка) Валковского уезда за 1700 руб. серебром. Проект нового каменного храма был составлен губернским землемером Иосифом Ивановичем Карповичем. Он взял за основу работу профессора архитектуры Константина Тона, увеличив лишь длину и количество пределов с трех до пяти. Наблюдал за постройкой младший архитектор управления V округа корпуса инженеров военных поселений Федор Колодяжный, а с 1861 года – епархиальный архитектор Дионисий Леонтьевич Ткаченко. Попечителями были граф Александр Карлович Сиверс, представители купечества и духовенства. Все шло хорошо, пока в 1870 году не обрушилась часть сводов и столбов. Новый храм фактически спас губернский архитектор Борис Семенович Покровский, который вел постоянный надзор и довел строительство до завершения в 1876 году.

До 1917 года Вознесенский приход был одним из самых больших и богатых в Харькове. Жаль, что сегодня это всего лишь учебный корпус.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.