Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

31 января, 2018 - 11:49

Пациент скорее мертв

Институт свободы и конкуренции

Украина проходит первый этап медицинской реформы. Политики и реформаторы убеждают нас, что новая модель здравоохранения кардинально отличается от предыдущей советской и будет функционировать намного лучше. При этом если внимательно вникнуть в суть вопроса, то выяснится, что «новая» система здравоохранения фактически остается такой же, как и была - полностью государственной.

Фактически разница будет лишь в названии. Если раньше она носила имя Семашко, то теперь будет называться британской. Во главе угла снова будет бюрократ, который сосредотачивает у себя все финансы, и он будет решать, как оплачивать услуги врача, какие медучреждения будут финансироваться и какие медикаменты необходимы для гарантированного лекарственного пакета. Пациенту предоставили лишь право выбора семейного врача без привязки к прописке. Хотя все и так знают, что при желании можно попасть на прием к любому врачу. При этом не предоставили человеку права напрямую оплачивать услуги врачу или самостоятельно выбирать те лекарства, которые посчитает нужными. Видимо, по советской привычке считая, что украинец настолько глуп, что самостоятельно без бюрократа не сможет решить, как правильно распорядиться деньгами или какие лекарства ему нужны. Фактически планируется лишь изменение правил перераспределения бюджетных потоков и полномочий внутри системы здравоохранения. Мотивы же действий врача, бюрократа и пациента не изменятся. Врач будет ориентироваться не на того, кого лечит, а на того, кто платит. Для бюрократа же остаются широкие возможности для манипуляций и «освоения» бюджетных денег. Пациент же вынужден будет снова ожидать приема семейного и специализированного врача в долгих очередях, и возмущаться перечнем бесплатных и ненужных ему лекарств. В общем, реформа соответствует ее слогану – «деньги следуют за пациентом», но они не для пациента.

Конечно, мы находимся только в самом начале пути реформ, и что будет через 5-10 лет - только время покажет. Однако мы точно можем узнать, как эта система функционирует уже более 60 лет в самой Великобритании.

Так получилось, что в последние несколько дней мне на глаза попадалась информация о государственной системе здравоохранения Великобритании, что и подтолкнуло меня написать эту заметку. Сначала я перечитывал книгу с работами Айн Рэнд и в статье «Расправил ли атлант плечи?», которую она написала в середине 60-х годов XX века, мое внимание привлекли некоторые цитаты, которые сама автор приводит из газетных сообщений того времени. Вот одна из них: «Нью-Йорк Таймс» от 11 февраля 1964 года: «Лейбористы призывают правительство изучить проблему эмиграции английских ученых в США, которую здесь называют «утечкой мозгов». … Сегодня вечером стало известно, что ведущий физик проф. Морис Прайс и ведущий специалист по раковым исследованиям патолог д-р Леонард Вейсс получили посты в США… Том Далиелл, представитель лейбористов по вопросам науки, спрашивает, назначит ли премьер-министр, сэр Алек Дуглас-Хоум, королевскую комиссию, чтобы «обсудить проблему подготовки, вербовки и удержания научного потенциала в Великобритании...».

Дальше Айн Рэнд делится своими мыслями: «Теперь я хотела бы привлечь ваше внимание к двум важным фактам - к возрасту и профессии ученых, упоминаемых в этих статьях. Большинству из них около тридцати, большинство занимается теоретической медициной… Когда вы услышите или прочтете доклады об успехах государственного здравоохранения в Великобритании и других европейских странах, составленные поверхностными, узкими специалистами, не видящими дальше сиюминутных проблем и заявляющими, что они не замечают никаких перемен в добросовестном труде семейных врачей, вспомните, что свое умение, знания и силы врачи эти черпают в медицинских лабораториях и что источник иссякает. Такую цену платит страна за государственное здравоохранение…».

А это статья 2018 года на ресурсе мозгового центра Института Мизеса, которая была подготовлена на основе публикации «Пациенты «умирают в больничных коридорах», размещенной на сайте ВВС (перевод представлен на украинском ресурсе Liberty Education Project). Вот одна из цитат: «...такие ужасные истории стали нормой для социализированной системы здравоохранения, которая, похоже, находится в постоянном кризисе. Например, в первую неделю 2018 года более 97% трастов здравоохранения в Англии сообщили о том, что уровень переполненности настолько серьезен, что является «небезопасным».

Или вот эта цитата вместе с графиком: «...в 2015-16 годах почти 30% бюджета государственных услуг Великобритании было потрачено на монопольную систему здравоохранения, в то время как в первом десятилетии существования NHS на него уходило примерно 11%.

график

Автор статьи делает вывод о том, что «... для решения этих проблем крайне необходимы фундаментальные реформы самой системы, повышение экономической свободы поставщиков медицинских услуг в Великобритании, а также предоставление свободы выбора потребителям… пока британское здравоохранение организовано как государственная монополия, финансируемая налогоплательщиками, оно будет продолжать терпеть крах...».

Как видим неэффективность британской системы здравоохранения приводит к оттоку врачебных кадров в другие страны, постоянному увеличению бюджетных трат на ее поддержание, неэффективному использованию выделяемых из бюджета денег и, соответственно, снижению качества предоставляемых услуг в учреждениях финансируемых государством.

Выходит, что после реформирования нас ожидают те же проблемы, что переживает сегодня и сама Великобритания? Сами британцы уже задумываются о реформировании, мы же - начинаем внедрять у себя их послевоенную государственную систему. При этом валовый внутренний доход на одного британца составляет около 39 тыс. дол. США в год, и они могут себе позволить такую роскошь как содержание монстра, проедающего 30% бюджетных расходов, в отличие от нас, где ВВП на одного украинца всего 2,5 тыс. дол. США в год. И где же наше государство возьмет такие деньги? Сегодня совокупный государственный долг составляет более 85%, а при ежегодном темпе прироста ВВП на уровне 2%, только лет через двадцать мы достигнем уровня 2013 года. При этом реформаторы в ближайшие годы обещают на сферу здравоохранения чуть ли не поток «золотого дождя». Откуда на весь этот праздник возьмутся такие деньги, да еще и в предвыборные годы?

Но самое печальное то, что совершив ошибку в начале пути (напомню, что сама концепция этой реформы была принята еще во времена Януковича), дальнейшие попытки исправить ситуацию в лучшую сторону будут наталкиваться на сопротивление не только групп интересов, но и простых людей. В итоге, у нас возникнет очередной «недореформированный» государственный монстр, пожирающий львиную долю бюджетных средств, при этом, как и сегодня, за государственные деньги реального лечения не будет. Украинцам нужно будет полагаться только на собственные деньги и сбережения.

На мой взгляд, нужно остановиться и еще раз все обдумать. Важно учесть, что во всех странах, где еще функционирует государственная система здравоохранения или система, в основе которой лежит обязательное государственное страхование, медицинское обслуживание становится неэффективным и обузой для граждан этих стран. Единственная система, где успешно реализуется медицинская помощь высокого качества, это частная система c добровольным медицинским страхованием без участия бюрократов во взаимоотношениях между врачами и пациентами. Да, в странах с такой системой, как Соединенные Штаты, существуют свои проблемы. Однако именно в США все еще разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования, вкладываются в медицинскую сферу миллиарды долларов, что притягивает лучше умы и кадры со всего мира.

Нужно честно признать, что государственная система здравоохранения Украины в нынешних условиях не в состоянии выполнять свою главную функцию - лечить людей. Выбранная британская модель для реформирования не решит этой проблемы, так как для ее поддержания нужны честные бюрократы (а они вообще существуют в природе?) и немалые средства, которых у нас просто нет. Более того, у этой модели вообще нет особых перспектив. Поэтому реформаторам необходимо переориентироваться на иную модель, которая освободит медицинскую сферу от чиновников и даст возможность реализоваться частной инициативе в сфере предоставления таких услуг. Тем более успешных кейсов у частной медицины в Украине предостаточно. Роль же государства нужно свести лишь к помощи нуждающимся (пенсионерам и инвалидам), через предоставление им адресной денежной помощи для обеспечения покупки медицинского страхового полиса на конкурентном рынке.

Оригинал: Михаил Камчатный/ Facebook

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.