"Черные" перевозчики. Почему в Харькове работают нелегальные маршрутки?
Масштабное ДТП на проспекте Тракторостроителей, в котором пострадали 10 человек, обнажило исконно харьковскую проблему: наличие в городе нелегальных перевозчиков. Все харьковчане – потенциальные пассажиры таких «черных» маршруток. При авариях рассчитывать на страховку от них нельзя.
Авария на проспекте Тракторостроителей произошла во вторник, в 8:30 утра – час пик, когда пассажиры спешат на работу, везут в летние пришкольные лагеря детей. Как рассказал начальник отдела следственного управления ГУНП в Харьковской области Алексей Маник, в районе заправки ХАДО водитель маршрутки выехал неожиданно на полосу встречного движения и допустил столкновение с автомобилем «Рено», которое от удара развернуло и опрокинуло на бок. Пострадали две пассажирки легковушки, семь пассажиров автобуса и его водитель. Двое получили тяжелые травмы, в том числе дети, которые находились в момент ДТП в салоне автомобиля. Работник АЗС Олег Старченко, который стал очевидцем аварии, рассказал, что он неоднократно становился свидетелем аварий, но эта была самой масштабной.
– Были в крови и руки, и головы были в крови. Оператор, которая сменилась, говорила, что мальчика приводили лет 9–10, без зубов, папа его отмывал, в крови… Двое детей было в маршрутке. Все сидели в крови. Одной женщине вытирали, она сидела, те вообще лежали, их вынесли, – вспоминает очевидец.
По предварительным данным, водитель маршрутки неожиданно выехал на встречку, потому что у него отказали тормоза. Но в этом случае сразу возник вопрос: кто выпустил неисправный автомобиль на маршрут и кто компенсирует людям лечение и психологические травмы? Скорее всего, никто. В горсовете сразу открестились от маршрутки.
«Похоже, виновник аварии – нелегальный перевозчик, если судить по видео, появившемуся в сети, – менее чем через час после аварии на своей странице в «Фейсбук» написал директор Департамента по делам информации Харьковского горсовета Юрий Сидоренко. – Упреждая вопросы по поводу того, а как нелегал мог выехать на маршрут – поясняю. Со стороны Профильного департамента были многочисленные обращения по этому поводу в транспортную инспекцию, но никаких адекватных действий с их стороны предпринято не было».
Выходит, в Харькове неизвестные массово накупили автобусов, покрасили их в фирменный зеленый цвет, и рассекают по улицам города. Но ни чиновники, ни перевозчики «в законе», ни полиция, ни инспекция не может навести порядок.
В Укртрансбезопасности уверяют: массовых обращений со стороны горсовета не было, но «нелегалы» быть могут, как минимум в области.
– У меня всего пять человек в штате, – пожаловался на свою тяжелую работу руководитель управления Укртрансбезопасности в Харьковской области Евгений Шатохин, – мы физически не можем постоянно контролировать все маршруты.
Проверять маршруты на участке, где произошла авария, не так сложно: здесь всего шесть маршрутов, которые обслуживают три перевозчика – ООО «Трансмейл-2012», владельцем которого является брат депутата горсовета от партии «Відродження», друга Кернеса Игоря Ариха Дмитрий; ООО «АТП Темп» и ООО «Авто-ови». Владельцами предприятия являются бывшая жена вице-мэра Харьковского горсовета и депутата горсовета Андрея Руденко – Инна Руденко, Валерий Дробушко и Лидия Жорник, родственница депутата горсовета Андрея Жорника. Сложно даже представить, что эти люди вместе с городской властью не могут защитить свой бизнес от случайных нелегалов.
Легальные нелегалы
А вот бывший руководитель автопредприятия Евгений Шевченко уверен, что лукавят и чиновники, и проверяющие.
– Единичные нелегалы действительно могут остаться в области, где-то на междугородних рейсах, когда ставят значок «нерегулярные перевозки», – уверяет Шевченко. – Как вы это представляете в городе, ведь тот или иной маршрут выигрывает перевозчик, его машины постоянно двигаются по маршруту, водители друг друга знают – они позволят кому-то заработать их копейку?! Да об этом моментально будет известно. Ведь их заработок и заработок перевозчика зависит от выручки. Скорее всего, речь идет о «легальных нелегалах». Не секрет, что сейчас маршруты разыгрываются только среди «своих», приближенных к городской власти перевозчиков. Они заявляют на каждый маршрут определенное количество автобусов, но таких машин, тем более новых, соответствующих тендерным условиям, не хватает, вот часть маршруток выводят старых, в лучшем случае с водителем оформляется трудовой договор, а при ДТП или ЧП документы забирают – перевозчик ни при чем.
"ХН" удалось разыскать водителя, который семь лет отработал на такой «нелегальной» маршрутке. Он признается: для Харькова это привычная практика:
– Фактически мы работаем на самоокупаемости. Дают машину – и крутись. Единственное, что перевозчик договаривается, чтобы никакие инспекции тебя на маршруте не дергали. Хозяину я был обязан каждый день сдать 1200 гривен. Но на выходе заработка почти не оставалось – и заправлять машину, и покупать запчасти надо за свои. Чтобы заработать, приходилось проводить на маршруте по 12 часов. Усталость нереальная. Техническое состояние машины контролируешь сам.
И водитель, и бывший перевозчик уверены: «черный» рынок перевозок умрет, только если добиться монополизации рынка – автоперевозками в Харькове должно заниматься коммунальное предприятие. Оно могло бы брать в аренду частные автобусы с водителями, но самостоятельно отвечало за безопасность автотранспорта и финансовую сторону перевозок. В этом случае водитель смотрел бы лишь за дорогой, не собирал оплату и не гонял льготников, которые напрямую угрожают его карману. Но, видимо, автоперевозки в Харькове – тот уникальный сегмент, где создание КП не выгодно, или пока не придумана схема, как их сделать выгоднее легальных-нелегальных маршруток.