Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

На высоте: как харьковский фотограф покорил бельгийца, Эльбрус и Canon

Северной сияние в северной части России. Фото: Паша Иткин / Facebook
Снимки Паши Иткина публиковал Forbes, Esquire и Focus.

Вдохновение Павел Иткин черпает в фильмах Стивена Спилберга и Кристофера Нолана. Как и для них, для него главное в кадре – атмосфера. В ее поиске он случайно наткнулся на ледник в Исландии, где проходили съемки «Интерстеллара». Он инстинктивно уловил сходство.

Страсть к вершинам у Павла развилась еще со школьных лет, когда он окольными и не всегда законными путями пробирался на высоты: на крыши жилых 25-этажных домов в Харькове, 50-этажного небоскреба в Киеве или 330-метровую ТЭЦ-5 в Песочине.

– Все детство тянуло куда-то повыше… Смотрел на крыши через бинокль, – вспоминает 23-летний харьковский фотограф-руфер.

Со временем линзу бинокля Иткин сменил на линзу объектива, а в прошлом году поднял голову еще выше – на очереди был пятитысячник.

Его снимки с Эльбруса особенные: человек на них – мизерная точка, которую не всегда удается разглядеть с первого взгляда.

– Нравятся фото человека на фоне чего-то грандиозного. Его противостояние с природой. На контрасте это круто работает. Например, с Эльбрусом. Когда находились на горе, две ночи была очень сильная гроза и ветер со скоростью 60 километров в час. Дороги размыло, молнии били практически в пяти метрах от нас. Погибли несколько незнакомых человек в тот день. Гора всегда побеждает, – уверен экстремал.

ПО СЛЕДАМ ГОЛЛИВУДСКОГО РЕЖИССЕРА

Павел и сам едва ли не стал заложником силы природы, но уже во время тура по Исландии в 2017 году. Он случайно забрел на локацию, где тремя годами ранее один из его любимых режиссеров, Кристофер Нолан, снимал научно-фантастический фильм «Интерстеллар».

– Я увидел, что рядом с нами сходит ледник. Очень устал, но мне было интересно, потому что все, как в фильме. Гулял и слушал саундтреки из «Интерстеллара». Один раз прыгнул и провалился в ущелье по шею. Земля ушла из-под ног, но я сам как-то выкарабкался, – вспоминает Паша.

Опасная ситуация не отбила у него охоту исследовать и снимать регионы, покрытые льдами. Павел долгое время мечтал увидеть северное сияние собственными глазами и счел север России одним из наиболее доступных способов реализовать задумку. Для этого он вместе с другом отправился зимой автостопом из Киева. На выезде их сопровождал дождь с морозом. Спустя четыре часа утреннего ожидания водителя-филантропа их курточки покрылись ледяной корочкой. Не сулила удачу и дальнейшая поездка, когда ребята уже находились на территории РФ.

– Это была самая плохая и холодная погода за последние несколько лет. Мы ехали и не надеялись увидеть северное сияние. Для этого должна быть геомагнитная буря и хорошая ясная погода. И так совпало, что мы приехали, и через час оно началось. Мы бросили все свои сумки и побежали, – делится воспоминаниями Паша.

НА СТРАНИЦАХ FORBES и ESQUIRE

Предложения о публикации поступали Иткину от Forbes и Esquire.

– Никогда не предлагал, потому что я вообще без понятия, как это происходит. Esquire взял фотографию с заброшенного бронетанкового завода на Сортировке, где человек стоит на фоне танков. В 2012-м мы поехали туда с другом, перелезли через забор. Потом выложил серию этих снимков в «Живой Журнал», и они разлетелись по миру. Мне писали люди из Европы, Азии, США, что очень хотели бы туда, а некоторые предлагали купить работы. Всех интересовали эти постсоветские остатки, – объясняет Иткин причину популярности фотографий.

В числе любопытствующих был режиссер из Бельгии, который на протяжении восьми лет снимал фильм об Афганистане и заприметил заброшенный завод в качестве локации для съемки. Спустя год он приехал в Харьков. Павел Иткин отвел его на это место, которое впоследствии стало частью киноленты.

НЕ ТОТ ЧЕРНОБЫЛЬ

Позже Павел ассистировал бельгийцу во время съемок в Киеве и вместе с ним отправился в Чернобыль. Харьковский фотограф сделал несколько снимков, но поездка не оправдала ожиданий в полной мере. По его мнению, аутентичность Припяти разрушили бесконечные наплывы туристов.

– Мне вообще дико не нравится это место. Там заранее все понятно и есть места как будто выставочные. Там уже специально поставили стол, разбросали кучу противогазов. На стуле лежит грязная игрушка ребенка, чтобы драматично было. Я пытался додумать, что здесь жили люди, но не получилось, – делится впечатлениями Паша.

Оттуда он привез снимок человека в заброшенной градирне – части башни, которая охлаждала горячую воду в паровых установках, расположенных на атомной электростанции.

ПЛЕНКА ВМЕСТО ЦИФРЫ

Паша был уверен, что после покоренных высоток, гор и ледников размеренный темп европейских городков покажется ему скучным. Тем удивительней, что самые яркие впечатления оставили музеи, в которых экспонировались работы современных фотографов.

– Я понял, у каких фотографий есть шанс попасть в музей и какие пользуются популярностью – странные. Чем более странно и неправильно ты снимаешь, тем больше шанс. Даже если не умеешь фотографировать, должна быть концепция. Но мне больше нравится репортажная съемка. На моей выставке можно было отсканить QR-код под фотографией, и там были звуки с места съемки. Смотришь и погружаешься в эту атмосферу. Мне больше нравятся игры на ощущениях, чем на концепциях, – рассказывает о своем подходе к фотографии Паша.

Он очень щепетильно подходит к отбору фотографий, когда возвращается из путешествий. К примеру, из двух тысяч снимков Эльбруса отобрал всего двадцать, а на самой вершине сделал всего два кадра. Улицы Европы, наоборот, редко заставляют достать фотоаппарат из рюкзака.

– У меня традиция из каждого города в Европе привозить какую-то книгу о фотографии. Допустим, в прошлом году я поездил по ней, но вообще не снимал. Стрит-фотография мне не нравится, не нахожу в ней отклика. Она может быть красивой, но в ней нет истории, которая мне импонирует. Сейчас стараюсь снимать более осознанно, потому что перешел на пленку. В Исландии сделал более тысячи кадров и даже не посмотрел их все по приезду. Сейчас хочу снова поехать в горы, взять несколько катушек пленки и снимать, – делится планами Паша. – С пленочными снимками ничего не надо делать. Химики уже вложили все цвета и любовь.

КОНКРЕТНО: 

  • Публикации в Forbes, Esquire, Focus, Caters, Dailymail, Bigpicture
  • Три персональных выставки в Харькове (Украина) и одна групповая в Сеуле (Южная Корея)
  • Более ста покоренных высоток и многоэтажек
  • Более 25 тысяч километров автостопом

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.