Как "Металлист" готовится к Лиге Европы
В ожидании Лиги Европы на стадионе расчищают горы снега и строят «солнце» для травы.
На ОСК «Металлист» с начала недели кипит работа – стадион пробуждают после зимней спячки и готовят к его первому за долгое время еврокубковому матчу. В следующий четверг, в 22.:05, на поле главной арены Харькова начнется решающий поединок за право выхода в 1/8 финала Лиги Европы «Шахтер» (Донецк) – «Сельта» (Виго). Десятки человек и единиц техники чуть ли не круглосуточно трудятся над тем, чтобы поединок прошел без сучка и задоринки, но им приходится сражаться с сильным и отчаянным противником – погодными условиями.
Приближение большого матча на «Металлисте» чувствуется еще на подходе к нему. Рабочие очищают близлежащую к стадиону территорию, избавляют ото льда ступеньки, ведущие на зрительские секторы, а с территории арены один за другим выезжают переполненные снегом КамАЗы. Внутри «паука» интенсивно работают экскаваторы, засыпая снег в грузовики. Со стороны западной и северной трибун уже сравнительно чисто, но какой объем работ выполнили и сколько еще придется сделать, можно оценить по огромным сугробам на юге и востоке.
"За прошедшие сутки (разговор состоялся в понедельник – прим. «ХН») мы вывезли около 200 вот таких самосвалов – это почти 4500 кубов снега. В общей же сложности мы уже справились с 10 тысячами кубов", – подсказывает нам один из рабочих.
Оставить сугробы в покое, позволив им таять естественным способом, было бы решением всех проблем «Шахтера», но прогноз погоды не позволяет рассчитывать на это, а у клуба есть обязательства перед УЕФА и СБУ обеспечить болельщикам максимальный комфорт и безопасность. Горы снега в эти требования не входят.
За всеми процессами, которые происходят на территории ОСК «Металлист», внимательно следит генеральный директор «Донбасс Арены» Вадим Гунько. С тех пор, как «Шахтер» вынужден был переехать во Львов, именно он отвечал за подготовку местной арены к домашним матчам «горняков». Теперь он отвечает и за Харьков.
Зима в этом году привносит много сложностей в подготовку к футбольному сезону?
Да, это правда. На моей памяти такая суровая снежная зима была в 2010 году, но у нас тогда было больше времени и возможностей. Сложность подготовки стадиона в этом году состоит в том, что все службы, ответственные за нее, находятся в процессе переезда в Харьков. Мы здесь одновременно должны решать вопросы размещения и организовывать подготовку к матчу. Как бы там ни было, мы подготовим стадион, он будет в хорошем состоянии.
В каком состоянии был стадион, когда вы сюда приехали?
Мы всерьез рассматривали использование «Металлиста» еще летом 2014-го, но, по объективным причинам (стадион не допустили к проведению еврокубковых матчей) мы вынуждены были отправиться во Львов. Тогда степень готовности ОСК «Металлист» была выше. По прошествии этих двух с половиной лет стадион новее не стал, отразились на его инфраструктуре проблемы с финансированием. Мы сейчас интенсивно занимаемся полным аудитом систем арены. У нас есть твердое намерение все проблемы решить, потому что мы заинтересованы проводить матчи на самом высоком организационном уровне.
Нынешнее состояние газона устраивает игроков ФК «Шахтер»?
Мы перфекционисты, в хорошем смысле этого слова, а потому не очень довольны состоянием газона.
В чем его недостатки?
Газон этот имеет хорошие исходные данные, ведь все системы инженерии футбольного поля изначально были построены правильно, по хорошему проекту, с использованием опытных подрядчиков и специализированных компаний. Там есть все необходимые системы, которые позволяют выращивать траву и поддерживать ее в прекрасном состоянии. Но газон такого рода, с прошитой системой DessoGrassMaster, нуждается в реновации по специальной технике. Эту работу не проводили уже более пяти лет, и за это время накопилось большое количество органики, что ухудшает игровые качества покрытия.
Что такое реновация?
Это восстановление, в данном случае, системы DessoGrassMaster – искусственных волокон, которые усиливают газон. Чтобы эта система работала, нужно регулярно восстанавливать ее, срезая верхний слой органики. То есть фактически сеять новую траву. Для этого необходимо «окно» в 8-9 недель. Сейчас у нас его нет, мешает погода. Мы сделаем все, что возможно в этих условиях. А в дальнейшем мы договоримся с нашей командой «Металлист 1925» (который также играет свои матчи на ОСК «Металлист» – прим. «ХН») о том, чтобы летом у нас было «окно» без игр, во время которого мы могли бы заняться реновацией. Уже в июле многие это поле не узнают. Оно будет по-настоящему сильным и использует все те возможности, которые в него закладывали при проектировании и строительстве.
Что мы можем увидеть на футбольном поле сейчас?
Поле накрыто специальной супердифузионной мембраной, которая позволяет газону дышать, сохраняя при этом тепло. Также на поле стоят голландские установки искусственной стимуляции роста травы. Мы уже приступили к непосредственной подготовке газона к игре. Вскоре также будем обрабатывать траву специальными средствами защиты растений, а перед игрой уже будем косить ее.
Предматчевая тренировка команд полю не навредит?
Регламентом УЕФА предусмотрена такая возможность, если тренировка существенно ухудшит состояние газона. Но мы будем обязаны предоставить командам возможность тренироваться в другом месте. Мы сейчас работаем над альтернативным местом, ведем уход за еще одним полем. Но я пока не буду его называть, пока не увижу, что оно готово.
Сколько людей задействовано в подготовке к матчу с «Сельтой»?
В общей сложности около 30 человек, но ближе к матчу количество этих людей увеличится. Это технические специалисты, агрономическая служба, ивент-менеджмент и другие представители ФК «Шахтер».
Вероятны ли какие-то изменения в конструкции стадиона для улучшения комфорта болельщиков?
Вы, конечно, забегаете наперед. В обозримом будущем менять что-то в конструкции стадиона мы не планируем. Харьковский стадион является коммунальным предприятием, каждый наш шаг мы согласовываем с областными властями, с коммунальным предприятием. Но, безусловно, какие-то нововведения, пусть и небольшие, но будут. Это касается информационных вывесок и указателей, которых здесь явно недостаточно. Какие-то комфортные кассы появятся. Будут также различные, более современные технологии в плане продажи билетов. Будем стараться делать все возможное, чтобы повысить уровень комфорта и безопасности болельщиков.