Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Лишний орган. Для музыкального инструмента из Свято-Успенского собора не могут найти хозяина

Хозяина для старого харьковского органа начали искать еще в 2009 году. Фото: Анна Якубовская
Осенью в новом зале филармонии зазвучит новый орган, который четыре года пролежал в ящиках.

Этого события Харьков ждал семь лет. Осенью в новом зале филармонии зазвучит новый орган, который четыре года пролежал в ящиках, и вот, наконец, собран.

Старый орган может сменить прописку

Музыкант Станислав Калинин привычной рукой поворачивает ключ на пульте органа, и колокольня наполняется гулом труб. Художественный руководитель Дома органной и камерной музыки проделывает это уже 14 лет – чешский инструмент он знает, как никто другой.

«Судьба этого инструмента волнует меня больше, чем будущая история нового органа. С тем я надеюсь подружиться, но сейчас не переживаю, вижу, что все идет по плану. Мне интересно, что будет с этим инструментом. Когда только затевался проект, уже тогда велись поиски покупателя, но это было давно», – делится переживаниями органист.

Хозяина для старого харьковского органа начали искать еще в 2009 году, когда тогдашний губернатор Арсен Аваков передал здание собора Харьковской епархии и подписал договор о создании нового инструмента с немецкой компанией Aleksander Schuke. Перенести старый инструмент из колокольни в новый зал филармонии оказалось невозможно. В 1986 году этот орган построили специалисты чехословацкой компании Rieger-Kloss. Он имеет особую конфигурацию труб, разработанную специально для алтарной части собора, которая служит для него своеобразной акустической нишей. В плоском зале новой филармонии он попросту не будет звучать.

Впрочем, перенести орган можно, такой опыт есть и в мире, и в Украине. 30 лет для инструмента этого типа – небольшой возраст, и харьковский орган вполне может зазвучать в другом похожем помещении.

«В мире распространена практика, когда органы переносят из одной церкви в другую. Но это – небольшие церковные органы. С большими концертными инструментами тяжело – сложно найти помещение для него. В Сумах аналогичный орган, ровесник нашего, много лет работал в здании церкви, лет 10 назад его перенесли в здание филармонии», – рассказывает Станислав Калинин.

После того как новый зал филармонии с новым органом заработает в полную силу, нынешнее помещение Дома органной и камерной музыки необходимо будет вернуть Харьковской епархии. Алтарь священники захотят обустроить в соответствии со своими религиозными правилами, и музыкальный инструмент там неуместен. Станислав Калинин надеется, что с мастерами чешкой фирмы договорятся хотя бы о том, чтобы правильно разобрать инструмент и сложить его на хранение – пока не найдется новый хозяин. Только в этом случае он имеет шанс на спасение и, возможно, однажды еще зазвучит.

Потерпеть до ноября

До открытия нового зала филармонии остался ровно месяц.

«19 августа будет торжественная церемония открытия, ожидается участие президента Украины, – сообщила пресс-секретарь филармонии Оксана Пилькина. – Впрочем, это открытие будет несколько показательным, орган можно будет услышать не раньше ноября».

Новый 40-тонный 10-метровый инструмент уже собран. Со своими пятью тысячами труб он станет самым большим органом Украины. Собирать его приезжали специалисты компании-изготовителя Aleksander Schuke, работали месяц и поразили сотрудников филармонии своей работоспособностью.

«Они трудились с 9 утра до 8 часов вечера, по 11 часов в сутки, 6 дней в неделю – так было. Это большой объем работы, его при привычных для нас темпах можно было и на полгода растянуть, но они справились за месяц», – вспоминает Калинин.

После того как зал с органом откроют для президента, его закроют снова. В начале сентября немецкие мастера вернутся для второй, завершающей части работы по подготовке органа к концертной деятельности. Этот инструмент мало собрать, нужно еще интонировать – настроить. Для этого необходимо завершить обустройство зала полностью, установить все кресла. Только при полном зале можно понять, как звучит инструмент, потому при настройке органа музыканты и мастера часто пользуются хитростью – сажают на кресла объемные подушки или кули, которые имитируют зрителей, и смотрят, как распределяется по залу звуковая волна.

Процесс интонировки займет два месяца, а потому открытие сезона произойдет еще на старом привычном месте. В это время в органиста не будет возможности репетировать на новом инструменте, поскольку у немецких мастеров предполагается такой же насыщенный график работы – по 11-12 часов в сутки. Чтобы привыкнуть к новому органу и переписать под него программу, понадобятся недели, а то и месяцы. Ведь двух одинаковых органов на свете нет, и к каждому инструменту нужен свой подход.

«Органист не может играть не подготовившись. Одну программу я могу быстренько адаптировать для гастролей, а для нормальной концертной деятельности нужно заново переиграть и подкорректировать репертуар», – говорит Станислав Калинин.

Программу для нового сезона и органист, и другие музыканты филармонии составляют всего на два месяца. Дальше ее придется менять с учетом нового зала и новой акустики. Скорее всего, пока музыканты не переработают свой репертуар, некоторые полюбившиеся харьковчанам произведения звучать в новом зале не будут.

Интересный факт

Не любит сырости

На крышке органа в Свято-Успенском соборе всегда находится градусник. Мастер, обслуживающий инструмент, постоянно должен следить за температурой. Оптимальной для этого инструмента считается 20-23 градуса выше нуля. Такую температуру удается поддерживать – толстые стены собора зимой защищают зал от холода, а летом – от жары. А вот сырость и перепады температур принесли инструменту немало хлопот.

«Зимой перед концертом температуру в зале часто поднимают при помощи обдувных обогревателей. Они очень быстро повышают градус в помещении. Публика довольна, а вот орган такого не любит», – говорит Калинин.

Музыкант надеется, что в новом зале филармонии будет соблюдаться баланс температуры и влажности.

А в это время

В оперном затанцует хор

В Харьковском национальном театре оперы и балета тоже надеются встретить новый театральный сезон с большими переменами. Театр готовит целых шесть премьер. Как сообщил директор, осенью зрители увидят оперы «Мазепа» и «Робин Гуд», «Тоску» в новой режиссерской редакции, балеты «Маленький принц» и «Пер-Гюнт», а также инновационный проект с театром «Прекрасные цветы» в стиле модерн – совершенно непривычное для харьковских зрителей сочетание. Впрочем, непривычное станет обычной практикой на сцене оперного театра. Например, танцующий хор.

«У нас омолодился хор, и с ним можно делать невероятные вещи. Сначала они не могли смириться с тем, что им нужно двигаться, а теперь иногда даже танцуют вместо балетной труппы», – рассказал новый главный режиссер театра Армен Калоян.

Он пообещал, что каждый спектакль оперного театра получит новое прочтение. Как минимум, поменяются костюмы и декорации.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.