Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

"Костотрясы" в Харькове. Рассказ Андрея Парамонова

Исследователь истории Слобожанщины Андрей Парамонов в четверг, 6 декабря, расскажет в пресс-центре KHARKIV Today о харьковских велосипедистах конца XIX-начала XX века.

В четверг, 6 декабря, пресс-центр KHARKIV Today приглашает на очередную встречу из цикла "Вечерние беседы о прошлом Харькова с Андреем Парамоновым".

Исследователь истории Слобожанщины расскажет о харьковских "костотрясах" - так называли только появившиеся велосипеды.

Ниже - традиционные размышления Андрея Парамонова на тему беседы.

Велосипед: история машины для человеческого счастья

Наверное, каждый из нас в детстве познал велосипед, для кого-то эта механическая штуковина осталась лишь воспоминанием о далеком прошлом, а кто-то до сих пор мчится с ним по жизни.

Лично мне повезло с отцом, он считал, что трехколесный «велик» это несерьезно, поэтому у меня был сразу двухколесный, с подкачивающимися шинами, что-то вроде «Бабочки» или «КВД». На нем я ездил практически через все родное село Алексеевка Первомайского района от одной бабушки к другой, преодолевая почти 3 км. Если папа не крепил мне на багажник свой учительский портфель, то привязывал кирпич, чтобы я не ехал налегке.

Второй мой велосипед был прекрасен: в то время как практически все дети ездили на «Школьнике» и «Орленке», мне достался немецкий, из ГДР. Красивый и элегантный, легкий и ходкий, с фонарем, динамо-машиной, передним ручным тормозом и классным насосом. Перейти на советскую «Десну» после него было мукой, но недолгой – дедушка купил для меня «Украину» нашего ХВЗ.

Каждое лето с наступлением каникул велосипед становился частью ежедневной жизни, не только покататься или съездить за хлебом, мороженым или газировкой, в большей степени для поездок за лекарственными травами. Когда 20, когда 30 км в дороге к плантациям зверобоя, бессмертника, шиповника и боярышника. Это было чудесное время! С отъездом на учебу в Ленинград велосипедная жизнь прервалась почти на 20 лет, пока в Харькове случай не вернул мне мою детскую любовь. Вместе с возвращением велосипеда в мою жизнь появилось желание собирать истории и документы о «костотрясах» в Харькове.

Да и самому познавать улицы Харькова стало более комфортно, когда сидишь в седле своего "бицикла" и можешь повернуть в закоулок, в который никогда бы не пошел пешком. И мой велосипед - тоже часть истории этой замечательной машины, изобретенной, чтобы облегчить и украсить жизнь человека, сделать его счастливее.

Фото предоставлено А. Парамоновым

Я ничего специально не искал и не работал против обыкновения системно, лучшие документы и истории сами приходили ко мне. Я заходил в чужом городе в музей, а там стоял старинный велосипед. Был в гостях у малознакомых людей, оказывалось, что они катаются на послевоенных немецких веломашинах. Листал книгу старую о кулинарии, а на иллюстрациях были женщины делающие, покупки на велосипедах.

И вот предо мною предстают цирковые артисты, для которых велосипед стал частью их трюков; офицеры расквартированных в Харькове полков, щеголяющие своим умением перед жителями; циклодром, где умельцы обучали езде женщин и детей, соревновались в гонках; путь Льва Чарторыжского из Харькова в Киев; магазины с лучшими производителями велосипедов, ацетиленовые горелки и масса других приспособлений; костюмы для дам и гонщиков – и все это узнают те, кто придет на беседу о бициклах, «костотрясах» – велосипедах!

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.