Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

19 мая, 2021 - 15:41

Субсидии по-новому: кому откажут, как и где оформить в Харьковской области

Управления соцзащиты населения начали принимать документы на получение субсидий.

В Департаменте социальной защиты населения Харьковской областной государственной администрации рассказали о нововведениях в оформлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на осень 2021 года.

Жители Харьковской области в течение пяти месяцев (по сентябрь включительно) должны подать заявление и декларацию в управления социальной защиты населения, центры предоставления административных услуг, структурные подразделения по вопросам соцзащиты или исполнительных органов. Нововведений в назначении произошло немного, но они существенные. Об этом сообщил директор Департамента социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации Юрий Шпарага.

Как подать заявление и декларацию по-новому

В Украине изменили правила оформления субсидий. Если ранее жителям, которые обращались за получением субсидии в последние годы, выплаты начисляли автоматически, то теперь подавать заявления и декларации должны все, кто претендует на субсидию.

Бланки заявления и декларации можно получить в Управлении соцзащиты населения по месту жительства, Центре предоставления административных услуг, у уполномоченных лиц в громадах или найти на сайте Министерства социальной политики Украины или Департамента социальной защиты населения Харьковской областной государственной администрации и распечатать.

Заполненное заявление и декларацию необходимо подать в течение 5 месяцев — до сентября включительно. При этом, назначат субсидию всем с 1 мая 2021 года, независимо от месяца подачи документов. Чтобы избежать скопления людей во время карантина, некоторые управления в Харьковской области уже формируют очереди. Жителей просят не паниковать: подать документы успеют все.

"Органы соцзащиты в Украине и в Харьковской области имеют определенный опыт, как работать с гражданами в условиях карантина. Это — назначение для посещения Управления соцзащиты в определенное время, дистанционная форма предоставления документов, форма предоставления документов по электронной связи. Кроме того, есть управления соцзащиты населения в Харьковской области, которые уже формируют очереди, дни, сроки, время уже на август текущего года, чтобы не было очередей и проблем — когда кто-то пришел и не смог подать документы, — пояснил Юрий Шпарага. — Хочу заверить всех граждан, что система социальной защиты населения в Харьковской области полностью готова к приему документов, и все граждане, которые подадут заявление и декларацию, смогут получить наличную субсидию за этот период".

Претенденты на получение субсидии должны подать только заявление и декларацию, других документов от них не имеют права требовать. Если человек не может лично прийти, заявление и декларацию можно подать по почте, поставив личную подпись. Также сохранился порядок подачи документов для оформления субсидий в электронном виде. В этом случае нужна электронная подпись.

Все изменения в правилах подачи документов для получения субсидии произошли для выявления злоупотреблений.

"Форма декларации изменена для того, чтобы о доходах и расходах, которые не может отследить государство в электронном режиме, добровольно сообщали граждане. Они должны поставить подпись и подтвердить, что данные достоверные. Верификация Министерством финансов проводится, и мы уже имели определенные результаты за эти годы, когда гражданам приходилось возмещать избыточно перечисленные суммы в государственный бюджет, потому что были указаны неправдивые данные в заявлении и декларации", — говорит Юрий Шпарага.

Кто будет рассматривать проблемные вопросы

В мае этого года отменили работу комиссий при районных государственных администрациях. Комиссии рассматривали проблемные вопросы. В основном, это — три вопроса: о зарегистрированных гражданах, но не проживающих в доме; разделенные лицевые счета (когда в одном доме проживает две семьи и имеют не один личный счет, а два); лишняя площадь (к примеру, в доме жила большая семья, но остался один пенсионер, отапливать всю площадь нет возможности).

Теперь полномочия комиссий перешли к Управлению соцзащиты населения. При этом, претенденту на субсидию нужно поставить соответствующую отметку в заявлении, и его рассмотрят как особый случай. Если раньше у комиссии на рассмотрение вопроса уходил по закону месяц, то Управление соцзащиты выносит решение в течение 10 дней.

Кроме того, уполномоченные лица могут выехать на место, чтобы обследовать жилищные условия и составить соответствующий акт.

Будут выплаты наличными или нет

Субсидианты больше не будут получать субсидии в безналичной форме. С мая этого года Украина перешла на выплаты субсидий в форме наличных средств.

Жителям, которые претендуют на получение субсидии, необходимо открыть счет в отделении "Ощадбанка". Сделать это нужно до подачи заявления. Тем, кто уже получал субсидии, новый счет не нужен.

При этом, для маломобильной категорий граждан предусмотрено получение субсидии в почтовых отделениях. Это — люди старше 80 лет, лица с инвалидностью первой группы и те, кто нуждается в постороннем уходе. В заявлении нужно указать почтовое отделение, куда будут доставлять субсидию.

После получения субсидии жители сами оплачивают жилищно-коммунальные услуги. В Департаменте соцщазиты населения подчеркнули: субсидианты должны понимать, что за неуплату услуг поставщик может обратиться в суд. Пока в регионе не было случаев начисления пени.

"Наличная форма расчета за жилищно-коммунальные услуги отстраняет Управление социальной защиты населения от вопросов взаимоотношений получателя услуги и ее предоставителя. Мы выплачиваем наличные средства, а уже дело самого получателя услуги — корректно вести себя по отношению к поставщику этих услуг. На сегодня мне не известно, чтобы начислялась пеня именно получателям субсидий. Если человек, который получает субсидию наличными, не идет оплачивать коммунальные услуги, конечно, предоставитель коммунальных услуг имеет право обращаться даже в суд для того, чтобы возместили те расходы, которые понесла та или иная организация", — сказал Шпарага.

Кто не получит субсидию

В новой форме декларации претендент на получение субсидии должен указать депозит, иностранную валюту, банковские металлы, взносы в статутные капиталы, благотворительную деятельность, безвозвратную денежную помощь, автомобили, дома, если такие есть.

Если депозит составляет более чем 25 прожиточных минимумов — около 56 000 гривен, то субсидию не назначат. Однако сейчас Министерство социальной политики рассматривает изменения, когда критерием станет не 56 000, а 100 000 гривен депозита.

При этом, проценты по депозиту учитывать как доход при начислении субсидии не будут. 

Не имеют права на субсидию жители с транспортным средством, подлежащим государственной регистрации, с года выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда и прицепа) и имеющие больше чем одно транспортное средство, подлежащее государственной регистрации, с года выпуска которого прошло менее 15 лет (кроме мопеда и прицепа).

При наличии двух или больше жилых помещений выплата не предусмотрена. Но есть исключения — дома, которые перешли как наследство, в сельской местности и имеют низкую ликвидность.

Для благотворительной деятельности установлен предел — 50 000 гривен. То есть если житель тратит на благотворительность больше этой суммы, субсидию ему не начислят.

Начисляют субсидию с 4 по 24 число каждого месяца. Наличные средства начали выплачивать с 14 мая этого года.

За что могут лишить выплат

Нововведений в этом пункте нет. Как и ранее, лишить субсидии могут, если ее получатель не оплачивает коммунальные услуги более трех месяцев, внес недостоверные данные в декларацию.

"Это может быть и приобретение товаров и услуг, которые не входят в медицинские услуги и образовательные услуги. Но человек их не задекларировал, и при проверке Министерство финансов выявляет эти случаи, и мгновенно выплата субсидии останавливается", — пояснил Юрий Шпарага.

Сколько жителей Харьковской области получают субсидию

По состоянию на 1 мая 2021 года субсидию в Харьковской области получали 235 000 жителей. По информации директора Департамента соцзащиты населения ХОГА, примерно такое количество субсидиантов фиксируется последние годы (от 220 000 до 235 000). В 2017 году получателей субсидии было больше — до 460 000, но тогда и доходы были меньше. На следующий период не ожидают уменьшения числа субсидиантов. Но все будет зависеть от доходов граждан и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

"Я думаю, что порядок цифр, который я назвал, не будет изменен в случае, если доходы граждан и тарифы, которые сегодня есть на жилищно-коммунальные услуги останутся на том же уровне, — говорит Юрий Шпарага. — Но мониторинг ситуации мы сможем провести примерно в октябре".

UPD. 19 мая на заседании Кабинета министров Украины приняли решение об уточнении изменений в условиях назначения жилищных субсидий.

Согласно решению, учитывать не будут доходы от размещения депозитов, увеличивают до 100 000 гривен сумму средств на депозитном счете (граждан лишают права получать субсидию при превышении 100 000, а не 56 750 гривен депозита), не учитывают жилищные помещения, которые находятся в совместной частичной или совместной собственности (приватизация жилья) и дома в сельской местности. Кроме того, Кабмин все-таки предусмотрел автоматическое начисление субсидий.

"Домохозяйствам, у которых отствуют критерии, по которым жилищная субсидия не назначается, предусмотрено автоматическое назначение субсидии. Решение о назначении жилищных субсидий таких домохозяйствам в автоматическом режиме будет приниматься органами социальной защиты населения на основании информации Минфина по результатам проведенной верификации данных о получателях жилищных субсидий", — сказано на правительственном портале.

Таким образом, жилищную субсидию на следующий период домовладениям, которые ее получали в отопительном сезоне 2020-2021, назначат без обращения граждан, кроме домохозяйств, которым жилищная субсидия:

  • предоставлялась в денежной безналичной форме (нужно получить данные для выплаты в наличной форме);
  • была назначена по фактическому месту проживания (арендаторы жилищных помещений, внутренне перемещенные лица; нужно подтвердить место фактического проживания);
  • была назначена без учета отдельных лиц из числа зарегистрированных в жилищном помещении, которые не проживают по месту регистрации (нужно актуализировать ведомости о непроживании по месту регистрации).

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.