Харьковским авиапредприятием заинтересовались инвесторы. Но его пока нет в списке на приватизацию
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие принадлежит государству. Но есть законопроект, по которому завод могут выставить на приватизацию. Инвесторы обещают наладить выпуск пяти самолетов в год.
29 ноября в Харьковской облгосадминистрации подписали меморандум "О взаимодействии по возобновлению выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном предприятии". Речь идет о потенциальном инвесторе, который готов принимать участие в конкурсе по приватизации завода, если ХГАПП попадет в список объектов предприятий, которые могут быть переданы в частные руки на разных условиях. Вложить деньги готов украинский авиастроитель, но не свои. Тогда на заводе смогут восстановить самолетостроение.
"Сегодня, на мой взгляд, мы находимся в одном шаге от исторического события относительно Харьковского авиационного завода. После некоторых переговоров пришли к выводу, что нам нужно подписать меморандум с нашим внутренним инвестором. Инвестором, который реально очень болеет за авиаотрасль, с предприятиями, которые имеют целью не похороны Харьковского авиационного завода, а наоборот — его новую жизнь", — рассказал вр. и. о. главы Харьковской облгосадминистрации Александр Скакун.
По его словам "Укроборонпром", в состав которого входит завод, поддерживает как законопроект о приватизации ХГАПП, так и этот меморандум о намерениях.
"Укроборонпром" поддерживает этот законопроект. Потому они поддерживают и этот меморандум. Отвлекать чиновников "Укроборонпрома" от их работы, чтобы они прилетали из Киева, мы считаем нецелесообразным, потому что они и так в теме", — пояснил Скакун.
Меморандум подписали:
- временно исполняющий обязанности главы Харьковской облгосадминистрации Александр Скакун;
- глава Харьковского облсовета, Татьяна Егорова-Луценко;
- президент АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев;
- председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов;
- генеральный директор ЧАО "Авиакомпания Константа" Михаил Пинкевич;
- глава профсоюза работников авиастроения и машиностроения Украины Ярема Жугаевич;
- глава профкома авиазавода Михаил Погорелов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковское авиапредприятие получило заказ на техобслуживание самолета Ан-74
"ФЭД", "Мотор Сич" и "Константа" готовы принимать участие в конкурсе, когда будет принят закон о ХГАПП. Компании готовы выложить за завод сумму с восемью нулями и погасить долги перед сотрудниками.
"Я думаю, если мы говорим об эффективности дальнейшей жизни завода, мы должны опираться на внутреннего инвестора, который заинтересован в конкретных действиях. Мы знаем, что на заводе есть долг перед частными кредиторами примерно 1,5 миллиарда гривен, на заводе есть задолженность перед сотрудниками, примерно 300 миллионов гривен и также порядка 2,5 миллиардов госдолга. "ФЭД", "Мотор Сич" и авиакомпания "Константа" готовы принимать участие в открытом конкурсе, если будет принят закон о приватизации предприятия. Я не имею права говорить о цифрах, о сумме, которую эти компании готовы выложить за этот завод, но я вам точно скажу — это сумма с восемью нолями, очень солидная большая сумма. При этом, наши коллеги берут на себя переговоры с кредиторами по частному долгу, то бишь, они его берут на себя и они говорят о том, что они готовы будут выплатить задолженность перед сотрудниками за период последних годов. Они и этот долг в виде зарплаты берут на себя", — сообщил Скакун.
Государственный долг Харьковского государственного авиационного производственного предприятия — неподъемный, потому перед приватизацией его просят списать. По словам Скакуна, речь идет о сумме в 2,6 миллиарда гривен.
"Это такой неподъемный долг и никакая компания не сможет оперировать этим долгом в дальнейшем. Потому если парламентарии пойдут нам навстречу, рассмотрят этот закон и у нас будет предприятие, выставленное на приватизацию, в котором могут принимать участие любые кандидаты, это могут быть иностранные компании, внутренние компании", — говорит Скакун.
Потенциальные инвесторы хотят привести завод в рабочее состояние, продать недостроенные самолеты, а также заняться модернизацией.
"Возобновление Харьковского авиационного завода — головная боль последних восьми лет. Были попытки привлечения инвесторов. Если нет внутреннего инвестора, внешнего инвестора найти тяжело. Мы ставим задачу прежде всего — приведение завода в рабочее состояние. Второй вопрос, это реализация существующего парка недостроенных самолетов. Третий — безусловно, линейка та, которая существует на ХАЗе, она имеет высокую конкурентоспособность, но при определенных условиях. Это касается прежде всего модернизации самого главного продукта, АН-74. И здесь я глубоко убежден, что мы привлечем иностранных инвесторов, которые будут участвовать в модернизации", — сообщил председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов.
По словам Попова, для национального авиаперевозчика, создание которого анонсировал президент, также могли бы использовать самолеты Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.
"Я глубоко убежден, что и самолеты производства ХАЗ также могут занять место в осуществлении этой идеи. Ставя цель возобновления работы ХАЗ, мы должны четко понимать, что мы должны занять свою нишу в мировой авиационной индустрии. Мы совершенно четко убеждены, что на новых развивающихся ранках — турецкий, индийский, арабский, азиатский рынок, мы найдем свое достойное место", — рассказал председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов.
Президент АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев считает, что заводу нужно разрешить покупать российские комплектующие. Для этого нужен мораторий правительства.
"Мы бьемся за ваш авиационный завод с 2011 года. В 2011 году, когда был принят закон о партнерстве частного бизнеса и государства, мы ("Мотор Сич") подали заявку, чтобы приватизировать харьковский завод. После 2014 года все это было разрушено. У меня такое впечатление, что вы ждете здесь богатенького человека, который прилетит на голубом вертолете и мешки с деньгами будет разбрасывать здесь, гасить долги. Выступая в парламенте, я заявил, что нужно выполнить, чтобы заработал харьковский завод, несколько условий. Первое — принять закон, который сейчас лежит на очереди, чтобы его приняли. Второе, и это самое главное, чтобы на пять лет нам дали мораторий на приобретение российской комплектации. Если вы думаете, что если сейчас мы придем на завод, где мы возьмем комплектацию на эти самолеты? Мы у себя за десять лет на 40 типах двигателей поменяли всю российскую, советскую комплектацию и потратили еще миллиард долларов... Если нам не разрешат мораторий на пять лет, мы заменим вместе с ГП "Антонов" комплектацию на АН-140 и на АН-74", — пояснил Богуслаев.
Он уточнил, кабины самолетов нужно менять на цифровые.
"Устарели кабины, кабины должны быть цифровые. Уже стрелочных приборов нет в мире. Их нет, их надо менять на цифру. При чем при замене аналоговой кабины на цифровую на 400 килограмм самолет становится легче", — сообщил президент АО "Мотор Сич".
По словам главы Харьковского облсовета Татьяны Егоровой-Луценко, нужно сделать все, чтобы исключить детали производства РФ из технологического цикла.
"Я думаю, что сегодня содрогнулись именно те инвесторы, которые планировали застроить там квартал. Потому что понятно, что это на сегодня может быть невозможно. Я, как глава облсовета и депутат, должна сделать все возможное для того, чтобы люди, которые работают на этом предприятии начали все же получать зарплату и предприятие начало работать. Я считаю, что у нас война, потому если эксперты имеют разное мнение, что необходимо приобщать именно представителей РФ или есть возможность не приобщать. То моя позиция, сделать все — чтобы не приобщать", — рассказала глава Харьковского облсовета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сотрудники Харьковского авиапредприятия улетели в Египет
Кроме того, готова поддержать авиапромышленность авиакомпания "Константа".
"Сегодня авиакомпания "Константа" — один из самых больших компаний-эксплуатантов самолетов Антонова, в том числе, АН-74. Мы очень заинтересованы в возобновлении работы и эффективной работе Харьковского авиационного завода. Мы готовы предоставить заказ на ремонт, модернизацию самолетов Ан-74 и поддержать коллектив, поддержать авиапромышленность", — сообщил генеральный директор авиакомпании Михаил Пинкевич.
На самом авиапредприятии не все поддерживают нынешнего руководителя Александра Кривоконя, который считает, что самолеты на ХГАПП выпускать уже нельзя.
Напомним, руководство Харьковского авиапредприятия выступило против приватизации. Там считают, что законопроект прописан таким образом, что не дает шансов выкупить предприятие представителю трудового коллектива или влиятельному иностранному инвестору, стремившемуся развивать авиазавод.