Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Искусство быть собой. Как учатся рисовать в арт-студии Aza Nizi Maza

В Aza Nizi Maza преподаватели дают детям полную свободу. Фото: Константин Чегринский
«ХН» побывала на занятиях в арт-студии Aza Nizi Maza и убедилась, что искусство не имеет возраста.

Aza Nizi Maza – пожалуй, самая необычная арт-студия Харькова. Несмотря на то что многие здешние художники едва могут дотянуться до верхней кнопки лифта, преподаватели не ставят учеников в рамки и позволяют реализовывать практически все, что у них на уме. «ХН» побывала на занятиях в студии и убедилась, что искусство не имеет возраста.

 

– Сонечка, внимательнее, концентрируйся! – напутствует маленькую ученицу основатель и преподаватель арт-студии Aza Nizi Maza Николай Коломиец.

 

8-летняя Соня тем временем сосредоточенно срисовывает кота, который позже окажется лисом. В Aza Nizi Maza девочка занимается два года.

Николай Коломиец закончил Худпром по специальности художник-монументалист. Сам он, впрочем, заверяет, что основные знания получил в подобной арт-студии, а после смерти преподавателя Евгения Быкова попытался воссоздать творческую атмосферу в ином русле.

 

– Я не тот человек, который пишет бизнес-планы, – утверждает Коломиец. – На мне осталось некоторое количество людей, я продолжал с ними учебный процесс. Потом художники предложили позаниматься с их детьми – я, конечно, был против: где мир искусства, а где дети? Сначала пробовал со скрипом, но потом меня осенило, что это самое интересное с точки зрения художественной выразительности и неожиданности поворотов. Когда я понял, что детское творчество – мощный способ высказываться, работать стало легко. Я влюбился в это дело.

 

Название Aza Nizi Maza отсылает к культовому фильму Федерико Феллини «8 ½». Находящийся в глубоком творческом кризисе кинорежиссер Гвидо Ансельми (в исполнении Марчелло Мастроянни) вспоминает свое детство – маленький мальчик искренне верит в то, что узнает, где найти клад, как только произнесет заклинание: Aza Nizi Maza.

 

– Мне вначале просто понравилось это словосочетание – острое, ядовитое, с богатым культурным контекстом, – рассказывает основатель студии. – Но потом я вспомнил игру из детства – школьный язык, когда к каждой гласной в слове добавляешь «з». И я понял, что Aza Nizi Maza – это l'anima, по-итальянски – душа. Мне показалось чудом, что душа зашифрована в детскую игру, тайный язык для посвященных, и что это одновременно является заклинанием из фильма о возвращении творческого потенциала запутавшегося художника.

 

У Aza Nizi Maza две студии: на Чернышевской занимаются художники от 6 лет, на Пушкинском въезде – совсем маленькие, от 4 до 6; всего около 200 детей.

 

– Специфика работы с детьми четырех лет в корне отличается от работы с восьмилетними, – объясняет Коломиец. – Там скорее должна быть радость познания краски, а не смысловые конструкции. Дети должны чувствовать, что краска – инструмент их речи.

 

 

То ли козлик, то ли единорог

 

Атмосфера в Aza Nizi Maza по-настоящему творческая: на столе – многочисленные бутылочки с красками, на стенах – листы ватмана, вымазанные во все цвета радуги – плоды бурной деятельности юных художников, под потолком – маски из папье-маше. Из колонок звучит концерт Вивальди в ре миноре.

Сегодня Николай Коломиец проводит занятия для детей 8–9 лет. На урок пришло шесть учеников.

 

– Ты уже начала замешивать краску? – спрашивает преподаватель Соню, которая пришла на занятие на час раньше.

 

– Я время не жду! – решительно отвечает она, подбирая нужный цвет для своей картины – лиса, которого мы ошибочно приняли за кота. Прорисовывая животному белки глаз, Соня случайно смешивает желтый с розовым.

– Иногда ошибки более талантливы, чем художник, не надо их бояться, – ободряет девочку Николай.

 

Девочка рассказывает, что очень любит рисовать животных. На лисе остановилась, потому что он «очень милый».

 

– Выбрала такие цвета, потому что мне кажется, рисунки животных все темные, а этот будет светлый и сильно отличаться от всех, – объясняет ученица.

 

Преподаватель говорит, что зачастую картины детей кардинально отличаются от произведений, которыми они вдохновлены.

 

– Ребенок банально начал срисовывать, но сейчас это совершенно другая история, – утверждает Коломиец. – Мы будем рассуждать, что это за животное, в каких условиях оно живет. Из этих разговоров вырастет совершенно иной образ.

 

9-летняя Катя пришла в Aza Nizi Maza в мае (летом в студии были каникулы – прим. «ХН»), но в новом амплуа уже чувствует себя вполне уверенно. Карандашом девочка выводит эскиз картины.

Коломиец то и дело приносит ученикам альбомы с произведениями знаменитых художников и различные книги с иллюстрациями.

 

– У меня есть Босх, у него крутые деревья! – предлагает он Кате.

 

Девочка увлеченно вглядывается в причудливые полотна, над разгадкой которых корпело не одно поколение искусствоведов.

 

– У моего дерева будут пятна, как у жирафа! – решает она, перелистывая Босха.

 

– Отличная идея! – поддерживает преподаватель.

– Я примерно начертила. По идее, тут должен стоять то ли козлик, то ли единорог. Еще я недавно нарисовала двух волков и своего брата, – улыбается девочка.

 

Позже Катя начинает воплощать свой замысел в краске – густыми мазками наносит на ватман ярко-синее небо и алую землю.

 

– Земля красная, потому что все-таки сказочная картина, я решила сделать все сказочное, – с предельной серьезностью рассуждает она.

 

– Марк Ротко какой-то получился! – улыбается Коломиец.

 

Занятие длится 1,5–2 часа. Потом преподаватели зовут детей пить чай и подводить итоги.

 

Уроки без табу

 

За четыре года работы в Aza Nizi Maza накопилось множество работ молодых художников, которые показывают на выставках. Среди них можно обнаружить и откровенно сюрреалистические полотна, не имеющие ничего общего со стандартными представлениями о детской живописи – поверить в то, что автору 9 или 10 лет, порой невозможно.

Обучают детей десяток преподавателей, которые сами состоялись как художники. Они дают ученикам полную свободу действий: привязки к жанровым рамках в студии нет, как и распространенных школьных запретов.

 

– Нам важно услышать ребенка. Если, например, он говорит, что сегодня хочет рисовать страшное – окей, страх для детей такая же важная эмоция, как и все остальные, – утверждает Коломиец. – Но рассуждая о чем-то трагическом и злом, надо выводить ребенка из этой ситуации, чтобы он не смотрел на проблему с точки зрения испуга, а пытался освободиться от нее.

 

Не касаются в Aza Nizi Maza лишь темы сексуальности – основатель студии считает, что это слишком тонкие грани. В остальном бунт только приветствуется – наставники помогают детям осмыслить его природу.

 

– Мы хотим сделать из детей мультиинструменталистов – не в плане техники, а по части кругозора в мире визуального искусства, – объясняет Николай. – Чтобы они могли думать абстрактно и даже концептуально. Ребенок скажет: хочу делать скульптуру – попытаемся сделать скульптуру. Сейчас у нас появился класс фотографии. Я бы очень хотел, чтобы кино снимали, есть очень серьезные планы на театр.

 

Часто в студию наведываются и признанные художники – такие, как Роман Минин. Но даже им есть что почерпнуть у юных живописцев.

 

– Мальчик в студии сказал фразу, а Рома Минин услышал и сочинил песню с ней в припеве, – улыбается Коломиец. – Ставишь песню, а ребенка еще больше вдохновляет, что его большие художники слышат.

 

Все статьи автора Дмитрий Кузубов

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.