Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Храм в палатке. Как в Харьковской области строят Православную церковь Украины

Сторонники томоса и патриарха Епифания пытаются строить свои храмы с нуля. «ХН» узнала, как это происходит в Богодухове.

Невзирая на томос и все старания президента Порошенко, Харьковская область остается оплотом православия на московский лад. Ни один из местных священников УПЦ Московского патриархата до сих пор не изъявил желания стать членом новосозданной Православной церкви Украины. Тем временем сторонники томоса и патриарха Епифания не унывают и пытаются строить свои храмы с нуля. «ХН» узнала, как это происходит в Богодухове.

В старинном городе Богодухове в 500 метрах от центра, возле парка на берегу реки, стоит военная палатка. Перед палаткой – деревянный крест. Так выглядит первый в городе храм Украинской православной церкви. Храму нет и месяца – первое богослужение здесь состоялось 7 января, а вот украинская православная община в городе появилась задолго до провозглашения томоса. «Если бы не мы и такие, как мы, никакого томоса и не было бы», – шутят в Богодухове.

До войны в церковь не ходили

Шестнадцатитысячный Богодухов – город маленький, но старинный, на несколько лет старше Харькова. Местные жители вспоминают, что до революции 1917 года здесь было семь каменных церквей, ни одна до наших дней не дожила. Сейчас есть два храма, оба – УПЦ Московского патриархата.

– Вот на этом месте тоже был храм. Остались фотографии, зарисовки. Но мы восстанавливать в том виде не будем, построим новый, – рассказывает глава религиозной общины Свято-Духовского храма Олег Дулембов.

Мы стоим на небольшой возвышенности у реки, где, по плану членов общины, скоро должна быть построена часовня, а за ней – и храм. Пока есть только этот участок, крест и палатка – все это появилось благодаря благотворительным взносам. Два года назад, когда в Богодухове возникла община, не было и этого.

– Собирались, как язычники, под дубом, – смеется Олег Дулембов. – У нас есть еще община в селе Зарябинка, там организатором был глава сельсовета, а мы дружим. Вот не припомню, у кого из нас эта идея возникла первой. До войны (2014 года – прим. «ХН») я в церковь не ходил. Когда-то в молодости еще, но мне не понравилось очень и я перестал ходить. Переломным моментом стала война.

Олег Дулембов – волонтер. Как глава общественной организации «Спільна справа Слобожанщина», он часто бывал на фронте, там и увидел, что в окопах атеистов мало. А потом воины начали возвращаться с Донбасса домой, многие – уже верующими людьми, но оказалось, что помолиться им негде.

– Парни возвращаются – им нужна психологическая помощь, а где ее взять у нас в глубинке? Церковь лечит и психику в том числе. Вот тогда и возник вопрос своей церкви, чтобы АТОшники могли туда пойти, потому что они же не пойдут к московским попам, – говорит глава общины.

Ветеран АТО Дмитрий Мейлах в общине – с первых дней создания. Подтверждает слова главы – участие в боевых действиях очень поменяло сознание, «расставило все в голове по своим местам».

– До войны я не очень был религиозным, в церковь редко ходил – на Рождество и на Пасху, как все, – вспоминает ветеран.

Таких, как Дмитрий, в общине очень много, и это выручает. Например, военную палатку, которая сейчас служит богодуховцам храмом, без мастерства ветеранов не поставили бы.

«Свечки бесплатные, бабушкам нравится»

В 2017 году на Троицу владыка Митрофан – тогда еще епископ Харьковский и Богодуховский УПЦ КП – освятил землю под будущим храмом. Но импровизированную церковь долго не могли поставить.

Потом решили: зима-не зима – открываемся. А тут еще и было понимание, что вот-вот будет томос, так что решили до весны не ждать, – рассказывает глава общины.

Купили палатку, иконостас, старые бетонные плиты – на них до сих пор кое-где виднеется примерзшая земля. Члены общины мечтают провести в храм-палатку электричество, постелить ОСБ-плиты, чтобы было теплее, и поставить обогреватель. Пока же церковь согревается печкой-буржуйкой. Каждое воскресенье в 7 часов утра, за два часа до службы, Дмитрий Мейлах или кто-то из его товарищей, ветеранов-прихожан, топит эту печь и расчищает снег. К 9 утра приезжает отец Василий из Харькова и проводит службу. Пока что – только раз в неделю и по праздникам.

Первое богослужение в храме-палатке прошло на Рождество, 7 января. На удивление, людей пришло много – больше 100 человек, некоторым даже пришлось стоять за порогом. Были даже местные представители власти, глава райгосадминистрации и райсовета. По воскресеньям прихожан собирается меньше – около 20 человек. Глава общины уверен, что верующих привлекает в том числе простота нового храма, отсутствие «византийщины», понятный украинский язык церковной службы и особое предложение, которого у «конкурирующей фирмы» из Московского патриархата нет.

– В московском храме свечки – по 5 гривен, а у нас бесплатно. Это наша фишка, бабушкам нравится. Мы находим меценатов, собираем средства и покупаем, чтобы людям раздать, –  рассказывает Олег Дулембов.

Ящик для пожертвований здесь тоже есть. Для строительства настоящей церкви нужно насобирать не менее трех миллионов гривен.

– Это недешево. Но церковь – это не сооружение, это люди. Весной начнем строить деревянную часовенку, за год, я думаю, мы ее сделаем. Будут купола, будет дух церковный, – говорит глава общины.

Большая надежда и на состоятельных меценатов, благодаря которым удалось выкупить земельный участок. Кроме того, говорит Олег Дулембов, раньше люди много жертвовали на армию, сейчас Вооруженные силы Украины обеспечены лучше, потому такие волонтеры, как он, могут частично перенаправить свои усилия на церковные нужды.

В религиозной общине мечтают, что у них будет и свой постоянный священник, чтобы можно было проводить службы чаще, чем раз в неделю. Вариантов несколько: либо найти жилье для священника из Харькова, которого назначит митрополит, либо дождаться своего – коренной богодуховец, участник АТО, сейчас учится на священнослужителя в семинарии в Днепре. Его земляки надеются, что служить он вернется домой, в уже построенный храм. А тем временем члены общины ведут дискуссию и с представителями Московского патриархата.

– Они же нам не враги. Может быть, кто-то из них перейдет, – надеется Олег Дулембов.

Пока что богодуховские настоятели храмов не спешат под крыло новой церкви. Впрочем, как и другие их коллеги из Харьковской области. А вот прихожане двух парафий уже приняли решение: быть с Православной церковью Украины. Об этом «ХН» рассказал епископ Харьковский и Богодуховский Митрофан. Одна из этих парафий – харьковская, другая находится в области. Собрания парафиян должны состояться 1 февраля, до этого их названия в епархии держат в секрете. Священники этих парафий не переходят под крыло митрополита Епифания, потому туда будут назначены новые служители из ПЦУ.

Храмы и священники в дефиците

Религиозная община Богодухова – не единственная в Харьковской области, у которой нет своего храма. В такой же ситуации находится община в Изюме. В Харькове община Свято-Духовского храма тоже собирается не в церкви, а в приспособленном помещении возле станции метро «Защитников Украины».

– Там когда-то стоял храм Святого Духа, мы просили землю, но горсовет нам отказал, потому пришлось временно открыть храм на территории завода, – рассказал епископ Митрофан.

Получить земельный участок в городе по решению сессии владыке не удалось ни разу. В прошлом году у прихожан тогда еще Киевского патриархата появилась надежда на храм в центре города. Завод «ФЭД» согласился отвести для епархии территорию на улице Новгородской, недалеко от парка Горького, архитектор Павел Чечельницкий подготовил проект храма, но работы так и не были начаты. На этот земельный участок есть и другой претендент, сейчас идет судебное разбирательство.

Служба в нецерковном помещении проводится точно так же, как и в храме. После предоставления Украине томоса в Харьковской епархии ПЦУ надеются, что процесс получения земли и строительства церквей пойдет быстрее. Епископ Митрофан не скрывает, что ведет переговоры со священниками Московского патриархата.

– Они боятся, потому что ожидали, что томоса не будет. Теперь они ждут, что поменяется президент и поменяется все. Но президент может каждые четыре года меняться, а томос у нас навечно, – говорит епископ. – Я так духовенству заявил: если хотите переходить, переходите с парафиями, потом уже не будем принимать. Если священник не захотел прийти вместе с общиной, а потом вспомнил и передумал – уже не надо, раз он сразу общину не поддержал.

Митрополит подтвердил, что в Харьковской области не хватает священников. Когда ПЦУ еще называлась УПЦ Киевского патриархата, мало кто из священнослужителей хотел ехать на восток Украины, поскольку условия службы здесь были хуже, чем в других регионах из-за популярности Московского патриархата. В 2012 году в Днепре учредили семинарию – специально для того, чтобы готовить священнослужителей для восточноукраинских парафий. Сейчас там проходят обучение в том числе шесть семинаристов из Харьковской области. Курс длится четыре года, выпускники выходят с дипломами бакалавров богословия.

Архиерея спрашивать не нужно

Религиозная информационная служба Украины создала интерактивную карту переходов парафий Московского патриархата под юрисдикцию Православной церкви Украины (см. карту). На 29 января больше 100 парафий в Украине перешли в ПЦУ. Об этом перед началом форума «От Крут в Брюссель. Мы идем своим путем» в Киеве сообщил журналистам митрополит Епифаний.

– Мы слышим ежедневно, что в определенном регионе, в определенной области происходят эти переходы по два, по три. Мы завершаем на днях юридическое оформление, то есть будет уже зарегистрирован руководящий орган, Киевская митрополия и, соответственно, другие епархии будут вносить изменения в устав, а те приходы, которые сейчас переходят из Русской православной церкви в единую поместную Украинскую православную церковь, будут уже присоединяться к новой структуре, – заявил митрополит.

Отныне религиозная община может самостоятельно решить вопрос о переходе из одного патриархата в другой, не спрашивая священника. Соответствующий закон № 4128-д подписал президент Украины Петр Порошенко. Для этого нужно провести общее собрание членов общины. Решение считается принятым, если за него проголосовало две трети членов общины.

Раньше процедура была сложнее – необходимо было получить благословение священника и правящего архиерея.

Напомним, 15 декабря 2018 года во время объединительного собора предстоятелем Православной церкви Украины был избран митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. 6 января он получил томос об автокефалии Православной церкви Украины из рук Вселенского патриарха Варфоломея. Церемония интронизации предстоятеля Православной церкви Украины, митрополита Киевского и всея Украины Епифания состоится в это воскресенье, 3 февраля, в Софийском соборе в Киеве.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.