Харьковские предприятия меняют вектор сотрудничества

20 мая 13:38
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
yakushka
журналист

 

Фото предоставлено пресс-службой компании FED

Фото предоставлено пресс-службой компании FED

Бизнес в Украине не только развивается вопреки войне и коррупции, но и стал более активно выходить на европейский, американский, африканский и азиатские рынки. Так, в 2015 году 1154 предприятия Харьковской области экспортировали за рубеж свои товары, еще 532 — услуги, сообщил замдиректора Департамента экономики и международных отношений обладминистрации Александр Лукашов. Хотя еще два года назад, по его словам, таких компаний было значительно меньше.

Создается база для роста экономики

Программисты, успешно зарекомендовавшие себя на мировом IT-рынке, международные контракты и доходы не афишируют. А вот архитектурные разработки, которые наши зодчие успешно экспортируют за рубеж, сформировали имидж Харькова как одного из крупнейших арт-центров на постсоветском пространстве.

«Сегодня самые мощные экспортеры — аграрный комплекс и пищевая промышленность. Причем «пищевики» — это в основном предприятия среднего и малого бизнеса. Сейчас, например, на рынки ЕС и США выходят харьковские производители меда, — подчеркнул Лукашов. — Я думаю, еще года два и пойдет настоящий рост экономики. Сейчас для этого создается база».

Встряска, которую вызвала потеря российского рынка, оказалась для многих предприятий полезной, уверен бизнесмен и лидер фракции «Самопоміч» в Харьковском горсовете Тарас Ситенко.

«Предприниматели были настолько привязаны и зашорены одним рынком, что не развивались, не изучали языков, международных протоколов, сертификатов, стандартов качества и делового общения, — отметил Ситенко. — В нашем портфолио тоже было немало заказов из России, но теперь мы успешно сотрудничаем с Францией, Турцией и Германией. С европейскими партнерами намного интереснее работать — это порядочность, уверенность, что тебя никто не «кинет», и оплата в валюте».

После оккупации Российской Федерацией Крыма и Донбасса многие харьковские бизнесмены задумались о выходе на западные рынки. Если еще три года назад Издательский дом «Фактор» не печатал для Европы совсем ничего, а в Россию поставлял 30 % своей продукции, то сейчас ситуация изменилась. В первом квартале 2016 года объем полиграфической продукции для ЕС уже составил 24,5 %. Книги для детей и взрослых, в мягком и твердом переплете харьковская компания печатает для жителей Италии, Австрии, Чехии, Германии, Ирландии, Нидерландов, Великобритании и Словении.

«Мы работаем на импортном оборудовании, следим за качеством продукции за все время существования компании, поэтому выход в Европу прошел без сучка и задоринки. Единственная проблема, которую довелось решать, — это некоторая разность форматов книг: у европейцев немного другие стандарты, — рассказал президент группы компаний «Фактор» Сергей Политучий. — Качество — это база продукции, и если оно не соответствует требованиям международного рынка, выходить на него без толку. Но даже имея хорошее качество, нужно показать игрокам рынка, что существуют выгодные предложения».

Не цеплялись за сотрудничество с Россией

Среди давних игроков на рынке экспорта немало известных брендов — «Купянский молочноконсервный завод», «Харьковская бисквитная фабрика». Компания «Терра» из Первомайска тоже 13 лет активно продает свои крупы, каши и хлопья в 38 странах мира. Чтобы представить бизнес-размах, проще вычеркнуть с глобуса Земли Австралию и Антарктиду — только там, пожалуй, о харьковских крупах пока и не знают.

«Как завоевывали рынки? Стремились к качеству с первого дня, постоянно совершенствовались — за время существования предприятия трижды обновляли оборудование. Следующий год — не исключение», — говорят маркетологи компании.

А вот за что не цеплялись, так это за сотрудничество с северным соседом.

Фото предоставлено пресс-службой компании «Терра»

Фото предоставлено пресс-службой компании «Терра»

«Очень непартнерские были отношения с россиянами даже тогда, когда между странами были дружеские связи. На копейку будет дешевле продукция в другой стране — купят там и похоронят все договоренности, — отмечают сотрудники «Терра». — Поэтому мы быстро разочаровались в работе с россиянами и отказались от этого рынка. Сотрудничество с европейцами — более надежное партнерство. Если цена их не устраивает — бизнес есть бизнес, то они сразу предупредят, что будут искать другого поставщика».

Чтобы сменить вектор сотрудничества, необходимо было учесть потребности новых клиентов. Сегодня харьковская компания «Приправка» поставляет специи в Германию, Израиль, Нигерию, страны Балтии, Молдову, Беларусь, Казахстан и Туркменистан.

«Я пришел в компанию 2,5 года назад с уверенностью, что нужно уходить от рынков СНГ и России, перенасыщенных конкурентами и продуктами, — вспоминает руководитель отдела продаж на экспорт компании «СПС» торговой марки «Приправка» Александр Леонов. — Чтобы попасть на рынок Нигерии, мы потратили год. Нужно было проанализировать потребности, разработать продукт, адаптировать упаковку — это все материальные затраты и время».

Сейчас в африканскую страну харьковчане поставляют приправу с усилителем вкуса и особые специи для риса, от которых он приобретает специфический травянистый вкус и зеленый цвет. В Германию — неповторимые пряности для колбасок. А для Молдовы делают специи для национального блюда зама — супа на курином бульоне, с домашней лапшой и специфическим кисловатым вкусом, который и создают приправы.

Сделали ставку на международный аудит и правила

Фото предоставлено пресс-службой группы «Агротрейд» Фото предоставлено пресс-службой группы «Агротрейд»

Фото предоставлено пресс-службой группы «Агротрейд»

Украина обречена на экспорт, потому что не съедает все, что выращивает. 20 % урожая с головой покрывают потребности жителей страны, рассказывает финансовый директор группы «Агротрейд» Елена Ворона. Поэтому 15 лет назад компания отказалась от продаж внутри Украины и стала одним из самых мощных экспортеров зерновых и масличных культур. Аграрии поставляют пшеницу, ячмень, кукурузу, сою в Египет, Бангладеш, ОАЭ, Тунис, Алжир, Грецию, Италию, Турцию, Испанию, Португалию и Эфиопию. И за годы международного сотрудничества они четко усвоили, что нужно для успешной работы за рубежом. Оказалось, мировой рынок одним качеством продукции не возьмешь.

Первое, что иностранные партнеры хотят увидеть, — это структура компании. Если устройство фирмы непрозрачное, запутанное, европейцы от сделки откажутся.

«Иностранцы не хотят сотрудничать с подозрительными компаниями, ведь если фирма не честна в своей стране, она так же будет работать и за рубежом. Второе — отчетность. Ее должны провести международные аудиторы. В противном случае интерес тут же начинает угасать: если ты избегаешь проверки, значит, тебе есть что скрывать. Мы проходим аудит уже 8 лет — это обычная процедура. До того, как обратились к международным проверяющим, общаться с иностранными партнерами было сложнее», — рассказывает Елена Ворона.

Третье условие: умение работать на рынке, на который ты выходишь. В международной торговле очень развиты традиции. Есть компании, которые 100 лет занимаются зерном, и именно они задают тон в своей сфере.

«Поэтому оказавшись на этом рынке, ты не можешь поменять устоявшиеся правила», — подчеркнула Ворона.

НДС «мешает» экспорту и модернизации заводов

Международная торговля шла бы живее, если бы государство не ставило палки в колеса, сетуют производители молочных товаров. Ведь власти не возвратили НДС экспортерам ни в прошлом, ни в этом году.

 

Фото предоставлено пресс-службой компании FED

Фото предоставлено пресс-службой компании FED

Налог на добавленную стоимость мешает и модернизации крупных машиностроительных предприятий. Так, приобретая высокоточное оборудование, компания «FED» (ПАО «ФЭД») сходу, не заработав ни копейки, должна заплатить 20 % от его цены в бюджет Украины.

К слову, «FED» — это одна из наиболее стремительно развивающихся харьковских корпораций, известная в мире авиационными агрегатами. Среди партнеров компании — Китай, ОАЭ, Индия. Кроме того, харьковчане выходят на рынок Саудовской Аравии и Латинской Америки, сообщили в пресс-службе компании. А осенью прошлого года во Франции «FED» уверено обошла немецких конкурентов и выиграла тендер международной компании Thales Group на поставку теплообменника для спутника, который отправится в космос в 2018 году.

Помимо предприятия «FED», Харьков на мировой арене представляют «Турбоатом», «Лозовской кузнечно-механический завод», «Харьковский аккумуляторный завод «Владар» и «Южкабель».

«Віч-на-віч» с темнотой. Харьковчане попробовали пожить как незрячие Зайцеве. Наполовину українське. Наполовину мирне
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 0