"Харьков не такой разбалованный, как Киев": чем Вторая биеннале отличается от столичной
Члены международного жюри высоко оценили одну из главных локаций биеннале молодого искусства - полуразрушенную гостиницу "Харьков", в которой разместились 28 проектов украинских художников.
25 сентября одну из экспозиций в Харькове посетило международное жюри, в состав которого вошли участник Венецианской биеннале Антон Видокль, куратор первой Национальной украинской биеннале Дэвид Эллиотт и замгендиректора по музейной и выставочной деятельности "Мистецького арсеналу" Юлия Ваганова.
За четыре месяца до начала биеннале организаторы расчистили и обустроили помещение, которое не использовалось более 10 лет, и вывезли оттуда 18 грузовиков строительного мусора. По мнению членов жюри, площадка стала настоящим арт-пространством, вместе с тем ее появление требует ответов на многие вопросы.
"Проект очень хорошо реализован и с точки зрения архитектуры. Мне кажется, очень важной темой биеннале стало освоение пространства. Я так понимаю, что история этого здания очень сложная. Это такое непонятное, то ли конструктивистское, то ли советское прошлое. Или это место для праздника, поскольку здесь был ресторан. Эти несколько слоев прошлого очень важны. Вопрос "как строить будущее" невозможен без открытия этих старых вещей, без исследования, что было в основе нашей культуры и мира много лет. Команда поставила вопрос: а что с этим пространством будет дальше? Будет он публичным, или частным, или продолжит разваливаться. Если это пространство будет восстановлено, то каким образом?" - сказала искусствовед и арт-менеджер Юлия Ваганова.
По ее словам, художники нынешней биеннале стали по-другому рефлексировать на окружающую действительность, чем их предшественники.
"Вопросы стали ощущаться сложнее. Исчезает из некоторых работ такая растерянность и бегство", - отметила Ваганова.
Англичанин Дэвид Эллиотт, который стал куратором Национальной биеннале в 2012 году, также отмечает трансформации, которые произошли с украинским искусством за семь лет.
"Разница очевидна. Во-первых, уже семь лет прошло. Успело появится абсолютно новое поколение художников. Во-вторых, изменился политический контекст. К тому же, страна сейчас переживает войну. Сравнивая Киев и Харьков, художники и кураторы более сильно акцентируют внимание на политической ситуации. Тогда это не было так сильно выражено", - сказал Эллиотт.
Эллиотт отметил, что локации в столице носили более "киевский" дух, но выбор Харькова в качестве места проведения Второй биеннале считает очень правильным, поскольку город расположен ближе к зоне боевых действий, чем Киев.
"Харьков не такой разбалованный, как Киев", - отпустил реплику украинский художник Роман Минин, известный своей монументальной живописью и графикой.
Гостиница "Харьков" находится на улице Тринклера, 2 (вход за городским кафе "Харёк"). До 31 октября во время Второй биеннале молодого искусства пройдут 50 событий на 16-ти локациях в Харькове.
Вход свободный на все локации, за исключением небольшой платы в Историческом, Литературном, Художественном музеях. С полной программой мероприятий можно ознакомиться здесь.