Фотограф МиХо: В Харькове начал проявляться феномен безвкусия
Фотографа Михаила Никипелова, больше известного в Харькове как «МиХо», можно встретить на каждом масштабном ивенте. Он уже более 25 лет снимает улицы нашего города и следит за его изменениями. «ХН» пообщалась с фотографом и выяснила, что утратил город за четверть века и в чем парадокс харьковской фотошколы.
– Тебя хорошо знают как в творческой среде, так и люди, равнодушные к искусству. В чем сила?
– Я просто очень коммуникативный человек. Так получилось еще со школьных времен. Я жил в одном районе, учился в другом. В 27-й школе были ученики со всего города и я, конечно, везде был своим.
– То есть если ты будешь идти в любом районе города, то встретишь человека, который скажет тебе «привет»?
– Конечно. Я как-то даже спор выиграл, что встречу знакомого даже в самых глухих местах нашего города. Меня завезли в какой-то частный сектор на Новых домах, где я не был никогда в жизни. И практически сразу едущий мимо человек на велосипеде сказал: «О, Миша, здравствуй. Как дела?». До сих пор не знаю, кто же это такой и где мы успели познакомиться.
– В какую сторону поменялся Харьков?
– Безусловно, он изменился в лучшую сторону, но в нем начал проявляться феномен безвкусия. Вот эти заборчики, которые стоят на проспекте Гагарина и вокруг парка Горького. Они такие безвкусные. Эти церковки, которые понатыканы везде, как станции для фиксации прилета инопланетян. Кошмар.
– Раньше город строили со вкусом?
– Нет. Раньше его вид соответствовал времени, а сейчас уже не соответствует. Весь мир меняется, уходит в какие-то новые технологии, новые видения в смелые решения, а здесь какие-то старые пердуны решают, как жить дальше. То Нику эту кошмарную водрузили на площади, то храм за Зеркальной струей, то Одоробло хотят поставить. Да идите вы… на покой. Дайте дорогу молодым. Почет вам тогда будет. Но после того как вы уйдете с пути.
– Помнишь, когда и почему ты увлекся фотографией?
– Фотографировать я начал еще в школьные годы. Мой папа фотографировал, и поэтому у меня было все для этого. Но тогда технологии были посложнее, нужно было знать немножко химию, оптику. Сейчас уже другой мир фотографии. Я радиофизик по образованию. Фотографировать начал как-то спонтанно. Мне это нравилось, а потом оказалось, что этим можно зарабатывать. Первые мои попытки заработать на фото были в начале 90-х. Я стоял напротив Детского мира. Суть была в том, чтобы фотографировать снующих между магазинами прохожих, вручать им бумажечку с адресом, где печатались фотки, чтобы они могли прийти и выбрать. Это занятие мне было не совсем по душе, но деньги вполне устраивали.
– Харьковская школа фотографии – какая она?
– Сейчас уже мало кто говорит об этом. Но она есть. Один из ее парадоксов – это когда люди смогли бытовую фотографию вывести в ранг искусства. У них получилось сделать так, что нарочитость любительского уровня стала трендом. Хотя каждый из них мастер хорошего уровня. Наиболее известны Боря Михайлов, Сергей Бортков, Евгений Павлов, Сережа Солонский.
– Общаешься с молодыми фотографами?
– Нет, совсем не общаюсь. К сожалению, сейчас сильно упростился процесс фотографии. И это привело к некой деградации и теперь фотографирование сводится к нажиманию на кнопку. И дальше человек не думает. Уже есть картинка, он нажимает и смотрит, нажимает и сморит. А фотография – это процесс. Можно построить картинку и сделать ее, а можно увидеть то, чего не замечают другие, и фишка хорошего репортера – поймать этот момент. Это как с путешествиями. Не все могут себе позволит куда-то поехать. Фотографы снимают Эйфелеву башню в тысячный раз и как бы говорят, смотрите, как там офигенно. А нужно, наоборот, увидеть, что можно здесь сфотографировать и показать, как тут, в Харькове, офигенно.
– Никогда не думал переехать из Харькова?
– Нет. Я врос в этот город. Здесь я – это я.