Елена Ворона: У власти нет понимания, как будет проходить земельная реформа
Мораторий на продажу сельскохозяйственных земель должен быть отменен и Украина должна начать формировать цивилизованный рынок земли, аналогичный рынку движимого и недвижимого имущества, считает депутат Харьковского горсовета от фракции «Об’єднання «Самопоміч» Елена Ворона.
Не первый год в Украине обсуждается земельная реформа. Либерализации земельного рынка который год требует МВФ (наравне с пенсионной и антикоррупционной реформами). Люди получают мало «маячков» от власти о том, какими все-таки будут перемены, а потому, естественно, их боятся (аналогичные настроения были в Европе и Аргентине до введения четких правил игры). Если не будет дорожной карты в этом вопросе, может повториться история, как в Казахстане, когда люди выходили на массовые акции протестов из-за боязни, что после отмены моратория земли сельхозназначения будут скупать даром.
– Елена, по вашему мнению, нужно ли открывать рынок земли?
– Да, рынок нужно открывать, потому что отсутствие рынка приводит к рейдерству, к квази-купле-продаже земли в обход моратория. Организовать цивилизованный рынок при отсутствии кадастровой карты Украины достаточно сложно (при постановке на учет участка земли ему присваивается уникальный код – прим. «ХН».). Первым я бы ставила вопрос урегулирования кадастровых карт. На данный момент публичная кадастровая карта Украины частично не заполнена. Создание нормальной кадастровой карты является обязательным условием этого процесса.
– Как вы расцениваете заявление премьер-министра Владимира Гройсмана о том, что рынок земли откроют только гражданам Украины с ограничением до 200 гектаров?
– На самом деле создается впечатление, что у власти нет четкого понимания того, как будет происходить земельная реформа. Есть какие-то обрывки фраз: давать только по 200 гектаров, только физлицам, а это, по сути, ничем не отличается от концепции, с которой мы живем 25 лет в условиях моратория. Я считаю, что надо сформировать комплексное решение. Нужно выработать стратегию, определить, как мы движемся в реформировании рынка земли в перспективе 3–5 лет и как этот рынок будет открываться. Какая ответственность и обязанности правительства в этом процессе и что они хотят увидеть в результате реформы.
– Но есть же проекты законов о земельной реформе.
– Да, действительно, есть несколько проектов законов. Они лежат в Верховной Раде и ни один из них не прошел пока даже первого чтения («Утверждение Верховной Радой закона об обороте земель сельхозназначения ожидается до конца мая 2017 года, что позволит действующему мораторию на продажу утратить силу с конца 2017 года», – говорится в тексте меморандума между Украиной и МВФ на сайте Минфина). Они достаточно разнятся и какой закон примут, какая концепция будет заложена в развитие земельного рынка, пока неизвестно.
– Эксперты считают, что передача 200 гектаров в одни руки даст толчок к развитию мелкого фермерства.
– Вероятно, это даст какой-то толчок к развитию малого предпринимательства и фермерства как такового. Но нужно понимать, что фермер должен быть полноценным игроком рынка. Подразумевается, что он будет платить все налоги, оформлять людей, будет показывать весь свой товар и станет цивилизованным игроком на этом рынке, а не заниматься подпольным производством. Кроме того, есть понятие семейного бизнеса, когда поле обрабатывают родственники и, естественно, ни о каком официальном оформлении речь не идет. Это как раз история с этими 200 гектарами. Здесь нужно понимать, что та система налогообложения, которая действует для обычных предприятий, в этом случае не работает. Потому что в семейном бизнесе никто сына или отца оформлять не будет на работу, как это принято в компаниях, соответственно налог с этого семейного бизнеса должен взыматься немного по другим принципам. Он должен быть рассчитан исходя из площади земли и распределяться пропорционально в Пенсионный фонд, местные и государственный бюджеты. Для обработки гектара земли нужно определенное количество людей, которые будут этим заниматься. Исходя из этого количества людей, должны производиться все отчисления – тогда фермеры будут полноценными участниками рынка.
– На ваш взгляд, нужно ли ограничить доступ к украинской земле иностранным компаниям?
– Думаю, на первом этапе это нужно сделать. Тут важно понимать, что иностранцы должны прийти на уже сформированный рынок. Когда рынок появится и будут определены операторы украинского рынка, когда будет установлен определенный уровень цен, тогда был бы логичным и выход иностранцев.
– В последнее время в Харьковской области участились случаи, когда землю, которую люди обрабатывали годами, но не успели оформить, забирают другие люди и даже сдают в аренду. Это как-то связано с грядущими переменами в законном поле?
– Да, таких фактов действительно за последние два годы стало намного больше. Земельный вопрос никогда не был легким в Украине. И ранее были факты отъема у людей земли, но за последние два года проблема обострилась. Думаю, помимо обещанной реформы повлияло ухудшение жизни населения в целом. Люди пытаются искать способы заработать как путем сдачи земли в аренду, так и самостоятельной обработки земли.
– Земельная реформа в основном пугает фермеров. Многие считают, что их земли скупят за копейки иностранцы или крупные агрохолдинги.
– Они могут не продавать их за копейки. Если посмотреть на земельную реформу, то, по моему мнению, паевая земля должна быть последняя в этой стратегии. Первые земли, которые должны участвовать в реформе, – земли местных советов, принадлежащие громадам, государственные земли, земли госпредприятий, учебных заведений. Это самая неурегулированная часть, которая является источником коррупции и злоупотреблений. Паевая земля уже фактически имеет собственника, имеющего право ею распоряжаться. Там, где земли Госрезерва, там, где земли национальных академий, военных частей и так далее, которые уже пущены в сельскохозяйственный оборот, – вот с этими землями вопрос не урегулирован и тут достаточно много коррупции. Эти земли должны первыми попасть в реформу, а паевые уже должны завершать этот процесс.