Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Электронный билет длиной в десять лет. В Харькове начали устанавливать валидаторы

Фото автора
Систему запускают 10 лет, но точную дату старта чиновники не могут назвать.

В трамваях и троллейбусах Харькова начали появляться предвестники валидаторов, предназначенных для считывания единого электронного билета. Систему запускают в Харькове вот уже 10 лет, но точную дату старта чиновники не могут назвать до сих пор.

О необходимости внедрения единого электронного билета в общественном транспорте в Харькове впервые заговорили еще в 2007-м – после того, как наш город получил право принимать матчи Евро-2012. С тех пор чиновники поднимают этот вопрос регулярно. В 2012 году город сделал первый шаг навстречу единому билету: жетоны в метро заменили бумажными талонами, благодаря чему к началу следующего года доля пользования проездными увеличилась с 38 до 75 %. Одновременно с этим в двух троллейбусах установили пилотные валидаторы. Впрочем, на том эксперимент и завершился – для того чтобы внедрить такую практику повсеместно, городской власти нужно было постановление Кабмина. Закон о внедрении электронного билета в общественном транспорте, дающий местным советам соответствующие полномочия, Верховная Рада приняла без малого спустя пять лет – лишь в январе 2017-го.

Электронный билет заработает в ряде городов и областей Украины! Это – удобство для пассажиров, увеличение поступлений в местные бюджеты, которые можно направить на развитие транспорта на местах, – прокомментировал министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян.

Еще до принятия закона, в октябре 2016 года, харьковский горсовет объявил конкурс по отбору инвестора для создания системы «Электронный билет». Победителем стала ООО «Финансовая компания «Платежный центр», близкая к городскому голове Геннадию Кернесу: среди учредителей предприятия значилось ООО «Компания по управлению активами «Финекс-Капитал», от которого в 2015 году мэр, согласно его декларации, получил более 11 миллионов гривен дивидендов.

Скорее всего, самого конкурса толком не было. По сути «Финекс-Капитал» и в частности «Финансовая компания «Платежный центр» – фактически кошелек харьковского городского головы. Сейчас «Платежный центр» переписали на неизвестных лиц – директор остался тот же, но «Финекс-Капитал» теперь не светится, – сообщил в комментарии «ХН» эксперт Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин.

Планируется, что нововведение свяжет метро, трамвай и троллейбус – о маршрутках, основном виде транспорта для многих харьковчан, речь пока не идет. На остановках обещают разместить более 330 точек пополнения проездных. При этом льготников, в соответствии с законом, должны будут обеспечить электронными билетами.

Внедрение единого электронного билета начнется с наземного транспорта, потом соединим его с метро, – сообщил в августе вице-мэр по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов, добавив, что бумажные билеты останутся в ходу.

В течение года чиновники неоднократно обещали, что уже к осени система заработает. В начале сентября в наземном транспорте начали устанавливать пластиковые корпуса валидаторов. Зачатки устройств появились, например, в трамваях 5-го и 6-го маршрутов – их установили на поручнях у трех входов в вагон.

Водитель трамвая 27-го маршрута, пожелавшая остаться неизвестной, подтверждает, что процесс пошел, правда, информацией о том, как будет работать система, она пока не располагает.

В моем вагоне этих устройств еще нет, в некоторых установили корпуса и проводят проводку, но когда это заработает и как будет функционировать, никто ничего не знает, – разводит руками женщина.

Евгений Водовозов в комментарии «ХН» также не смог назвать конкретных сроков запуска системы – заверил лишь, что она начнет функционировать в этом году.

Валидаторы начали устанавливать, у нас есть план работы, по нему и идем. Я не слежу за тем [устанавливают их], в трамваях или троллейбусах – ставить будут и там, и там одновременно, – утверждает чиновник.

Водитель трамвая к нововведению относится скептически.

Это электроника, за нее надо будет отвечать кому-то, туда будут засовывать жвачки, бумажки, водитель уследить за всем этим, конечно, не сможет, потому что он должен следить за движением, – заверяет она.

В то же время харьковчане уверены, что инновация пойдет городу на пользу и приводят в пример европейскую практику.

Как и с любыми другими позитивными европейскими нововведениями, систему нужно вводить насильно. Ждать, пока общество будет готово, можно бесконечно, – считает харьковчанка Влада.

А как в других городах?

Первым городом в Украине, где полноценно заработала система «Электронный билет», стал Житомир. В августе в местных троллейбусах установили валидаторы и теперь все владельцы единых проездных могут «считать» их без участия кондуктора. Сами билеты представляют собой пластиковые карточки, которые можно купить и пополнить в киосках на остановках. Единоразовая покупка карточки обойдется в 20 гривен, месячный проезд – в 140 грн (70 грн – студентам, 35 грн – ученикам).

Немного другая система действует во Львове. Здесь в середине февраля пассажиры троллейбусов и трамваев получили возможность оплачивать проезд безналом. Правда, воспользоваться привилегией пока могут лишь владельцы смартфонов с приложением Privat24 – чтобы оплатить проезд, нужно отсканировать QR-код на специальных стикерах в транспорте или на остановках. Оплаченный билет нужно «закомпостировать» прямо в мобильном телефоне.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.